Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу и приведены в Приложении 3. Нами были объединены результаты тестов Е. Торренса Е. Туник и экспертной оценки учителей.
Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила 0,51, тогда как корреляции метода Торренса с экспертными оценками и метода Туник с экспертными оценками составили соответственно 0,47 и 0,10. Это свидетельствует о том, что оценка уровня креативности более адекватна по совокупности методов Торренса и Туник, так как они тесно взаимосвязаны между собой, о чем говорит коэффициент корреляции.
В день тестирования, после представления нас ученикам, мы попросили учителей сесть на задние парты, достали детям подарки – сладости, дети расслабились и обрадовались. Дальнейшее наше общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление креативности в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала.
Именно поэтому мы взяли за основу оценки уровня креативности у младших школьников методики Торренса и Туник и в процессе анализа сравнили их с экспертными оценками учителей.
Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом.
Рисунок 1. Распределение результатов тестирования по методике Е.П. Торренса
В среднем же по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в классе. Исключение составляют четверо учащихся упомянутых выше, уровень креативности которых выше среднего.
Далее нами проводился анализ тестирования по методике Е.Туник (см. рис.2, Приложение В). Процент детей, набравших количество баллов выше среднего, составляет более 50% Средний балл по данной методике равен 235,24±12,65.
Рисунок 2. Распределение результатов тестирования по методике Е.П. Торренса
Далее нами был проведен анализ соотношения экспертных оценок с результатами тестирования по методикам Торренса и Туник. В результате анализа можно сказать, что диапазон оценок учеников с высоким уровнем креативности варьирует от 3 до 5. Также можно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Торренса и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками, отмеченную и коэффициентом корреляции.
Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности (см. приложение Г) можно отметить (см. таблицу 2, рис.3), что среди факторов креативности, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%).
Рисунок 3. Распределение факторов креативности по методике Торренса среди учащихся 3-х классов
Таблица 2 - Распределение факторов креативности при исследовании креативности учащихся по методике Торренса
Ф.И.О. |
Сумма | |||
беглость |
оригинальность |
гибкость |
точность | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Данила Б. |
40 |
145 |
21 |
35 |
Игорь Д. |
18 |
41 |
10 |
19 |
Олег З. |
14 |
27 |
6 |
17 |
Дима И. |
19 |
41 |
9 |
14 |
Настя Н. |
27 |
69 |
17 |
24 |
Мария П. |
31 |
106 |
19 |
29 |
Софья П. |
29 |
92 |
18 |
27 |
Слава Р. |
32 |
84 |
13 |
31 |
Петр Р. |
28 |
55 |
14 |
19 |
Андрей С. |
35 |
86 |
12 |
16 |
Кирилл С. |
36 |
97 |
13 |
19 |
Ефим С. |
19 |
64 |
8 |
15 |
Дима С. |
38 |
69 |
14 |
18 |
Костя С. |
22 |
44 |
13 |
14 |
Юния Ч. |
16 |
39 |
10 |
33 |
Михаил В. |
68 |
252 |
28 |
25 |
Алиса А. |
26 |
82 |
16 |
33 |
Антон А. |
12 |
29 |
12 |
11 |
Никита Д. |
32 |
73 |
18 |
22 |
Алишер Ж. |
44 |
78 |
37 |
24 |
Игорь В. |
29 |
67 |
15 |
34 |
Роман И. |
21 |
56 |
16 |
24 |
Даша К. |
66 |
115 |
31 |
36 |
Аркадий Л. |
30 |
75 |
13 |
28 |
Ева Н. |
37 |
87 |
14 |
38 |
Алексей Н. |
27 |
76 |
15 |
24 |
Настя П. |
31 |
110 |
17 |
19 |
Андрей Р. |
41 |
102 |
13 |
26 |
Евгения С. |
26 |
60 |
19 |
21 |
Павел С. |
36 |
116 |
11 |
30 |
Юрий С. |
66 |
138 |
29 |
15 |
Анна Ф. |
20 |
58 |
15 |
20 |
Итого |
1016 |
2633 |
516 |
760 |
Принципы построения элективных курсов
Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осу ...
Развитие самостоятельности старших дошкольников в игровой деятельности
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. К вторым - сюжет и роль. Рассмотрим указанные компоненты. Главная цель любой дидактической игры - обуча ...
Программа социально – педагогической работы с личностью
учащегося начальных классов в средней общеобразовательной школе
Программы направлена на профилактику тревожности и депрессивности младших школьников, поэтому рекомендуется для проведения со всеми учащимися младших классов школы. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реализации программы:эмпирическо ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...