Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми (сюжетными, практическими, арифметическими и т.д.). Перечисленные названия берут начало от способа записи (задача представлена в виде текста), сюжета (описываются реальные объекты, явления, события), характера математических выкладок (устанавливаются количественные отношения между значениями некоторых величин, связанные чаще всего с вычислениями). В последнее время наиболее распространенным является термин «текстовая задача».
Классификация задач по различным основаниям приведена в таблице №1.
Таблица №1. Классификации задач по различным основаниям
№ |
Основание классификации |
Виды задач |
Видовая характеристика |
1. |
Цели решения задач |
научные |
способствовать развитию математики и ее приложений, науки в целом |
учебные |
формирование математических знаний, умений и навыков у обучаемых | ||
2. |
Характер объектов |
математические задания |
все объекты математические |
текстовые |
хотя бы один объект является реальным предметом или явлением | ||
3. |
Количество данных |
с избыточными данными |
содержат информацию, которая не нужна для выполнения требования задачи |
с недостающими данными |
содержат недостаточно информации для выполнения требования задачи | ||
4. |
Уровень сложности |
типовые |
решение задачи состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий |
творческо-воспроизводящие |
решение задачи требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях | ||
творческие, эвристические |
решение задачи требует поиска новых, еще неизвестных способов действий | ||
5. |
Количество выполняемых при решении действий |
простые |
для решения задачи требуется выполнить одно действие |
составные |
для решения задачи требуется выполнить более одного действия |
Текстовая задача
– описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения [29].
Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики [8].
Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии [8].
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т.е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием
(или условиями
) задачи.
В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными.
Особенности и условия
нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает прое ...
Основные принципы разработки
презентации по изобразительному искусству
Весь урок, по мнению автора, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала во ...
Психологическая характеристика педагогически
запущенных подростков
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным». В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм пове ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...