Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми (сюжетными, практическими, арифметическими и т.д.). Перечисленные названия берут начало от способа записи (задача представлена в виде текста), сюжета (описываются реальные объекты, явления, события), характера математических выкладок (устанавливаются количественные отношения между значениями некоторых величин, связанные чаще всего с вычислениями). В последнее время наиболее распространенным является термин «текстовая задача».
Классификация задач по различным основаниям приведена в таблице №1.
Таблица №1. Классификации задач по различным основаниям
№ |
Основание классификации |
Виды задач |
Видовая характеристика |
1. |
Цели решения задач |
научные |
способствовать развитию математики и ее приложений, науки в целом |
учебные |
формирование математических знаний, умений и навыков у обучаемых | ||
2. |
Характер объектов |
математические задания |
все объекты математические |
текстовые |
хотя бы один объект является реальным предметом или явлением | ||
3. |
Количество данных |
с избыточными данными |
содержат информацию, которая не нужна для выполнения требования задачи |
с недостающими данными |
содержат недостаточно информации для выполнения требования задачи | ||
4. |
Уровень сложности |
типовые |
решение задачи состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий |
творческо-воспроизводящие |
решение задачи требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях | ||
творческие, эвристические |
решение задачи требует поиска новых, еще неизвестных способов действий | ||
5. |
Количество выполняемых при решении действий |
простые |
для решения задачи требуется выполнить одно действие |
составные |
для решения задачи требуется выполнить более одного действия |
Текстовая задача
– описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения [29].
Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики [8].
Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии [8].
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т.е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием
(или условиями
) задачи.
В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными.
Взгляды Руссо на цель человеческой жизни и
добродетель
Как, вообще, для мыслителей века Просвещения, цель человеческой жизни и для Руссо лежит в счастьи. Но в чем заключается счастье? "Самый счастливый человек тот, у кого меньше горя; самый несчастный - тот, у кого меньше радостей". Источник же горя, несчастий - в непомерности наших желаний, ...
Преждевременность и бесполезность до 12-ти лет
нравственного наставления
Как и ученье, в эту пору преждевременно и бесполезно также нравствённое наставление. По недостатку разума, ребенок не способен еще вникнуть в человеческие отношения, чтобы понять определяющие их нормы или нравственные правила. Бесплодно рассуждать с детьми о нравственных обязанностях: они не могут ...
Содержание и последовательность
изложения темы «Основания» в школьном курсе химии
В тему «Основания, кислоты, оксиды, соли» включают большой объем учебного материала, который предназначен для усвоения двух разделов этой темы: классификация сложных неорганических веществ и изучение реакций обмена, происходящих в растворах; оба раздела связаны изучением свойств солей и взаимодейст ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...