Психологическое сопровождение обучающихся I ступени как фактор сохранения психологического здоровья

Комплексная педагогика » Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе » Психологическое сопровождение обучающихся I ступени как фактор сохранения психологического здоровья

Страница 3

И хочется отметить, что в 2009–2010 учебном году к концу 1-го класса:

улучшение эмоционального состояния наблюдалось у 12 человек (13%);

Таким образом, диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению младших школьников как фактора сохранения психологического здоровья.

2. Развивающая работа

Развивающая деятельность педагога - психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников. Развивающая работа в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи.

Коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на индивидуальную работу педагога-психолога с ребенком.

Коррекционно-развивающая работа рассматривается мною как основное направление работы школьного психолога с детьми. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

Развитие рефлексии в период младшего школьного возраста, по моему мнению, изучается в тесной связи со становлением ребенка как субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности осуществляет особые действия по развитию целостной учебной деятельности, направленные на воспроизводство ее ориентировочно-смысловой основы. В начале младшего школьного возраста эти действия осуществляют стихийно, но к концу периода они приобретают для детей личностный смысл.

Так, рефлексия трактуется как характеристика внутреннего мира человека, состояний его души, психики и сознания (Г. Лейбниц); как критическая активность человека, направленная им на свое познание (Д. Локк, В.А. Лекторский, А.П. Огурцов); как рассмотрение человеком оснований собственных действий точки зрения соответствия требуемому задачей результату (В.В. Давыдов, А.З. Зак, П.В. Новиков); как характеристика семиотической функции, осознание отношения обозначаемого и обозначающего (Н.Г. Салмина); как самосознание личности в проблемной ситуации и осмысление принципов осуществления деятельности (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); как исследовательский акт, направленный человеком на себя как субъекта жизнедеятельности (Н.И. Гуткина).

Для проведения коррекционно-развивающей работы мной на основе нескольких программ и разработок (Т.В. Азарова «Психологическая работа с детьми на этапе адаптации и при решении различных трудностей»; Н.В. Самоукина «Психокоррекционные упражнения и программы» и другие) была составлена программа психологической коррекционно-развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников. Осуществление которой велось психологическими средствами - формирование и развитие определённых психических процессов и навыков в ходе специально организованной деятельности.

Цель данной программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.

Программа состоит из четырёх блоков, каждый из которых направлен на решение конкретных задач.

Блок 1. Освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения.

Блок 2. Устранение страха, неловкости, негативизма во время общения с членами ученического коллектива, развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.

Блок 3. Преодоление барьеров контакта и устранение «помех» в установлении эмоциональных контактов, повышение стрессоустойчивости, улучшение памяти и внимания, улучшение мыслительной деятельности.

Блок 4. Развитие мелкой моторики, синхронизации работы полушарий, облегчение процесса чтения и письма.

Целенаправленная работа над темой позволила достичь следующих результатов:

В эмоционально-волевой сфере дети научились:

- определять и сравнивать эмоциональные ощущения, различать их характер;

направлять своё внимание на мышечные ощущения;

- повысить стрессоустойчивость.

В двигательной активности первоклассники овладели следующими умениями:

- различать и сравнивать мышечные ощущения;

- частично снимать мышечные зажимы;

- произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в двигательном напряжении.

В сфере общения приобрели следующие умения:

- эмоциональной саморегуляции;

- сопереживание, т.е. принятие позиции партнёра по общению и проживание его эмоционального состояния;

Страницы: 1 2 3 4


Принципы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», ...

Самопроверка как этап решения задачи
Деятельность по самопроверке (самоконтролю) можно рассматривать как элемент процесса решения задачи (схема ). Самопроверка теряет смысл, если ученик не овладел знаниями и умениями, предшествующими этапу проверки. Поэтому степень успешности формирования умения производить проверку зависит от того, к ...

Основные понятия атомной физики, изучаемые в общих и профильных школах
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. В процессе изучения атомной физики рассматриваются такие понятия как строение ат ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru