со стороны учителя организована оперативная помощь, не сковывающая инициативу и самостоятельность учеников, но предупреждающая появление у них неудовлетворенности.
Известно, что домашняя работа часто становится трудоемким и подчас непосильным занятием для большинства учащихся, а также не дает ожидаемых результатов, если не учитывается правильно выбранный объем задания на дом. Поэтому основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение или творческое задание.
Например, при изучении темы «Атмосфера» я подбираю домашние задания следующим образом:
1-й уровень
Дайте определение понятия «атмосфера». Заполните диаграмму, которая показывает какие газы входят в состав атмосферного воздуха? Напишите, каково их соотношение?
2-й уровень
Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Покажите мощность отдельных слоёв, плотность воздуха, наличие (отсутствие) водяного пара и облаков. Дайте краткую характеристику с помощью условных знаков.
3-й уровень
Каким образом нагревается атмосферный воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь удаляясь от Земли, мы приближаемся к Солнцу - источнику тепла? Изобразите это схематически.
Кроме дифференцированных домашних заданий, я предлагаю задания по выбору или занимательного характера, что мобилизует силы школьников и способствует развитию интереса к учебному предмету.
Примеры заданий:
- составьте памятку туристу, путешествующему по Австралии;
- напишите заметки путешественника по рекам Северной Америки.
Хочется отметить, что положительными результатами работы по изучению степени дозирования домашнего задания являются постоянное повышение уровня обученности учащихся, положительная мотивация, уменьшение утомляемости, эмоциональная и физическая релаксация, что, несомненно, способствует сохранению здоровья.
Отсутствие, недостаточность или нерегулярность домашних заданий создают дефицит развития качеств личности, в воспитании которых возможности данного вида работы особенно велики.
Так же я считаю, что одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже «слабым» ученикам. Более того, «слабый» может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой. Среди форм проведения уроков часто использую такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие. Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее.
В старших классах более эффективными являются такие методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений проблемы при работе в группе. Применяю при изучении тем: «Глобальные проблемы человечества», «Альтернативные источники энергии», «Топливно – энергетический комплекс России» и др.
2. Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
Социальная сущность игры
Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой. По мере совершенствования ...
Развитие исследовательских умений младших школьников
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремительны, что человеку все реже удается сохра ...
Понятие «эвристика» и «эвристический метод»
Эвристика может пониматься как: · научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует); · приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределе ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...