Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы контроля.
Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют такие формы контроля как:
Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке)
Фронтальная (опрос всего класса)
Устная (опрос в устной форме)
Письменная (опрос в письменной форме)
Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)
Открытая (учащийся знает, что его контролируют).
Методы контроля
При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля.
По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
Методы устного контроля
Методы письменного контроля
Наблюдение (методы училищного контроля)
Дидактические тесты
Рассмотрим подробнее характеристику основных методов контроля, которую дает П.И. Пидкасистый:
Методы устного контроля - беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
Выполнение практических работ (лабораторных опытов, в основе которых лежит наблюдение за процессом и результатом) можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Указанный метод больше подходит к профессиональной школе. [17,с.231].
Дидактические тесты являются методом проверки результатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбакова и Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: "В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа". [21,с.14].
Вывод:
Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те, знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения контроля.
Экокультура, особенности формирования экологической культуры у детей младшего
школьного возраста
Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной - наоборот. Необходима же (социально и эк ...
Комплекс мероприятий по развитию региональной
системы оценки качества образования в Чувашской Республике
Анализ ситуации. Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значим ...
Педагогические организации работы над формированием орфографического навыка
письма
Орфография (гр. Orthos – правильный, grapho – пишу) определяет нормы расширенной речи, которые приняты в всяком определенном языке на данном этапе его становления. Правила письма нужны всем языку, так как они обеспечивают точную передачу оглавления речи и верное осознание написанного всеми говорящи ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...