Экологическое воспитание и образование школьников

Страница 2

Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

Становление экологически воспитанной личности происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным ее восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания с художественно-образным учетом непосредственного общения с природой.

Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения.

4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. « Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом .» [7-8].

Принципы экологического образования реализуются в процессе решения следующих задач:

· усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;

· понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;

· овладение знаниями и умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия решений по ее улучшению, способностей предвидеть возможные последствия своих действий;

· развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;

· сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;

активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

Формированию экологической культуры школьников способствует теоретический и практический материал экологической направленности, который наиболее полно предлагаю рассмотреть на примере темы ««Основания».

Для изучения состава и свойств щелочей надо показать опыты, а лучше предложить учащимся выполнить лабораторную работу, как указано в учебнике (на стр. 101, работа 14) [4].

На основе сравнения состава изученных гидроксидов натрия, кальция, меди, железа можно сформулировать определение понятий: основание и гидроксид.

Очень важным для выявления существенных и общих признаков понятия «основание» является изучение реакции нейтрализации кислот щелочами и взаимодействие нерастворимых гидроксидов металлов с кислотами.

Для уточнения и закрепления полученных знаний об основаниях следует отвести несколько часов упражнениям и текстовым задачам [5].

Страницы: 1 2 


Педагогическое руководство воспитанием самостоятельности дошкольников
С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при нал ...

Обзор направлений и опыта использования компьютерных развивающих игр учителями начальных классов
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том, как научить молодое поколение жить в быстро изменяющемся информационном мире. Психолого-педагогическая концепция перехода к обуч ...

Характеристика принципа прочности, особенности его реализации на занятиях физкультурой
Успешность обучения физической культуре и спорту во многом зависит от соблюдения дидактических принципов педагогики: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности. Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уров ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru