Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку

Комплексная педагогика » Самоконтроль в процессе обучения по курсу алгебры в 7 классе » Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку

Страница 3

5 Использовать механизмы возложения и принятия ответственности, увеличивая включённость участников группы в последующую реализацию групповых решений.

6 Повысить эффективность отдачи и заинтересованности участников группы в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Кроме того при работе в группе осуществляется возможность взаимо- и самопроверки решения задания.

Обязательным требованием к групповой работе в звене является выполнение задания каждым учеником, при этом все звенья чаще всего выполняют одинаковые задания. Практика показала, что такая форма работы эффективна

- на этапе овладения знаниями, умениями и навыками в сходных ситуациях (10-12 мин),

- при проверке выполнения классного или домашнего задания (3-5 мин),

- во время опроса (5-7 мин),

- при выполнении устных упражнений (3-5 мин).

Покажем, как учитель математики может организовать звенья. Обозначим буквами a, b, c, d учащихся, принадлежащих соответственно группам A, B, C, D.

Прежде всего необходимо составить полные звенья. На схеме представлен способ составления звеньев, состоящих из 4-х школьников, принадлежащих разным типологическим группам.

1 - ая парта d b 2 - ая парта c a 3 - ья парта d b 4 - ая парта c a

Из полного звена образуются звенья из 2-х учеников, при этом возможны три различных способа (схема ).

I II III d b d b d b c a c a c a .

При составлении звеньев из 3-х учащихся возможны шесть различных способов (схема ): в I и II случаях весь класс разбивается на звенья-тройки, а в III и IY случаях кроме учеников, включённых в звенья-тройки, в классе остаются учащиеся одной типологической группы, не включённые ни в одно звено. Таким образом учитель на уроке может организовать работу с определённой типологической группой в то время, когда остальные учащиеся работают в звеньях-тройках.

I II III IV V VI 1 - я парта d b d b d b d b d b d b 2 - я парта c a c a c a c a c a c a 3 - я парта d b d b d b d b d b d b 4 - я парта c a c a c a c a c a c a .

Итак, выделенные из полного звена пары и тройки не являются постоянными для учащихся: учитель меняет их в зависимости от цели и задач групповой работы.

В ходе специально организованного эксперимента выяснилось, что один и тот же человек по-разному и с разной степенью эффективности решает интеллектуальные задачи в зависимости не только от того, работает он в одиночестве или в присутствии кого-то, сколько от того, сходен с ним или противоположен ему этот второй по значимому критерию. Так как в рассматриваемом случае в качестве такого критерия выступает успеваемость, были подобраны два типа пар - гомогенные (оба партнера хорошо успевающие или наоборот) и гетерогенные (один из партнеров - хорошо успевающий ученик, а другой - неуспевающий). В результате оказалось, что в условиях гомогенного взаимодействия каждый из испытуемых идентифицирует, невольно уподобляет свой уровень возможностей уровню возможностей партнёра, в связи с чем неудача одного не только не стимулирует мыслительную активность его товарищей, а наоборот, как бы присваивается им, воспринимается как своя собственная, что нередко проявляется в отказе от дальнейшего поиска путей решения задачи. В условиях же гетерогенного взаимодействия неудача одного из них чаще всего выступает в качестве своеобразного стимула, подстёгивающего мыслительную активность другого, мобилизующего его на поиск оригинальных, самостоятельных решений. При этом столь положительное воздействие оказывает не только сильный ученик на слабого, но и слабый на сильного.

Т.о., совершенно очевидно, что подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учётом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании одноклассников. В то же время не вызывает сомнений факт, что этих данных явно недостаточно для решения вопросов, связанных с персональным комплектованием конкретной учебной группы. Психологически обоснованное решение этой задачи напрямую зависит от того, учтены ли педагогом характер взаимоотношений учащихся, их симпатии и антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. К тому же в педагогической среде до сих пор бытует давно сложившееся представление, что наиболее благоприятную позицию в данном случае в системе межличностных отношений занимают отличники. Результаты же психологического исследования позволили сделать вывод о том, что ни собственно индивидуально- психологические характеристики отличников, ни сам факт их высокой успеваемости определяющим образом не влияют на характер взаимоотношений в ученической группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Принципы использования наглядных пособий
Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные. В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым матери ...

Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущ­ности образовательного процесса. В основу ...

Оценка педагогической результативности
Цель оценки результативности профессиональной деятельности учителей – обеспечение зависимости оплаты учительского труда от результатов работы путём объективного оценивания результатов педагогической деятельности и осуществления на их основе материального стимулирования за счёт соответствующих выпла ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru