В рамках рассматриваемого исследования указанные признаки можно конкретизировать следующим образом.
1). В цели деятельности учителя и ученика вводится обучение со стороны учителя и усвоение учеником основных приемов самопроверки.
2). Ученикам предъявляются традиционные задания с дополнительным требованием о проведении самопроверки.
3). Требование проведения самопроверки появляется постепенно, начиная с коллективной работы, когда даются образцы самопроверки, и заканчивая самостоятельной (или домашней) работой.
4). В зависимости от принадлежности ученика к той или иной типологической группе определяется мера помощи учителя этому ученику.
5). Для плодотворной работы группы учитель знакомит учащихся с общими правилами ведения спора - диалога :
а) Я критикую идеи, а не людей.
б) Моя цель не в том, чтобы "победить", а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
в) Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию.
г) Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
д) Я пересказываю то, что мне не вполне ясно.
е) Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
ж) Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
з) Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на это ясное основание.
В каждой из гетерогенных групп в помощь назначаются консультанты, которые выполнив свое задание по проверке решения, наблюдают за выполнением этого задания другими членами группы и, в случае необходимости, оказывают помощь.(Для учащихся групп C и D ведущим видом деятельности является самопроверка. Момент вступления их в деятельность по взаимной проверке оттянут во времени до момента уверенного владения умением производить самопроверку.)
6). При положительном результате самопроверки у ученика появляется чувство уверенности в своих силах, пробуждается интерес к изучению рассматриваемой темы (материала), появляется желание еще и еще раз попробовать свои силы в решении аналогичных задач, что особенно важно для учащихся групп C и D.
Современные тенденции воспитательной деятельности в
начально-профессиональных учебных заведениях
Воспитательная работа в начальных профессиональных учебных заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентно-способных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы современной России, пос ...
Организация и содержание формирующего исследования
Цель эксперимента: обогащение предметного словаря у детей с ОНР (II уровень). Задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя: 1. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса. 2. Качественный и количественный анализ данных экспериментального ис ...
Педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс
Педагогическая деятельность представляет собой организованный, целенаправленный, координированный процесс, направленный на воспитание, обучение и образование человеческой личности. Результатом педагогической деятельности является гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...