Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку

Комплексная педагогика » Самоконтроль в процессе обучения по курсу алгебры в 7 классе » Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку

Страница 2

1) Уровень обязательных результатов, иногда его называют минимальным или базовым.

2) Уровень высокого овладения материалом или повышенный, продвинутый уровень.

Иногда учителями выделяется еще третий уровень обучения - уровень выравнивания. Он предназначен для ребят, которые по каким-либо причинам не освоили текущий учебный материал на первом базовом уровне.

II. Профильная дифференциация.

Создаются профильные классы для старших школьников. В большой степени выбор класса зависит от будущей специальности, от того, какое место будет занимать в ней, в частности математика. Среди специализированных профильных классов наиболее часто встречаются:

- математические, физико-математические;

-гуманитарные: исторические, филологические, философские, с иностранным языком;

- естественные: биологические, химические.

В заключении нужно отметить, что оба этих вида дифференциации успешно существуют рядом друг с другом и являются дополнением друг к другу. Но все таки в среднем звене уровневая дифференциация является ведущей, а профильная осуществляется часто через систему кружковых и факультативных занятий. На старшей же ступени приоритет отдают различным формам профильной дифференциации.

Учитывая психолого-дидактические исследования, особенности предмета и реальные возможности учителя математики, мы установили, что критериями для выявления типологических групп учащихся являются уровень знаний, умений, навыков по предмету (теме, разделу) и уровень усвоения знаний и способов деятельности.

Выделяют 4 типологические группы учащихся при обучении математике.

Группа А. Учащийся имеет глубокие, полные и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, знает определения и содержание основных понятий, их обозначения. Умеет пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать математические факты, выделять существенное в изучаемом материале. Может приводить собственные примеры. Знает основные методы, алгоритмы решения задач, успешно применяет эти знания на практике как в сходных, так и в новых ситуациях. Использует рациональные способы и приёмы решения задач. Учащийся группы А всегда достигает всех трёх уровней усвоения знаний и способов деятельности.

Группа В. Учащийся имеет хорошие, прочные знания основных фактов, входящих в содержание обучения математике, однако не всегда может аргументировать, доказывать, обобщать, приводить собственные примеры. Знает основные методы решения задач, умеет решать задачи пройденного курса, но затрудняется при решении задач, связанных с осуществлением творческой поисковой деятельности в новой ситуации, и справляется с ними только при помощи учителя, не всегда рационально решает задачи. Учащийся группы В достигает только первых двух уровней усвоения знаний и способов деятельности.

Группа С. Учащийся обладает минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Умеет отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств. Может воспроизвести текст учебника, решать стандартные задачи. Не обладает навыками стандартного решения задач. Учащийся группы С достигает только первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Группа D. Учащийся с трудом усваивает понятия, правила, факты и способы решения задач. Не может воспроизвести определения, примеры, приведённые учителем, или текст учебника, не всегда понимает смысл математических предложений, условия задачи. Не умеет применять известные правила без помощи учителя при решении задач по образцу или в сходной ситуации. Учащийся группы D не всегда сразу достигает первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Типологические группы - это группы для учителя.

Возможности групповой формы обучения:

1 Сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам с разных сторон увидеть проблему.

2 Уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации.

3 Сгладить скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнёров.

4 Выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Принципы наглядности на уроках ИЗО
В данной главе автор подвергает анализу наглядные принципы обучения на уроках изобразительного искусства. Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомо ...

Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях НПО
Итак, как было сказано выше, роль начального профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например, система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда ...

Сопоставительный анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков
Практика показывает, что при обучении учащихся начальных классов многонациональной школы русскому правописанию трудно определить сходство и различие в орфографическом материале русского и дагестанских языков. Результаты синхронно-сопоставительного анализа дает возможность выявить те трудности, с ко ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru