Упражнения при обучении орфографии

Страница 5

Объяснение слов с прописными буквами начинаем с демонстрации и чтения таблицы:

Магомед ученик У Магомеда тетрадь

Патимат ученица У Патимат косы

Махачкала город Город Махачкала красивый

С амур - река Река С амур глубокая

"Мурзилка" - журнал Журнал "Мурзилка" интересный

Напоминаем учащимся о том, что с большой буквы всегда пишутся слова обозначающие имена людей, клички животных, названия книг, городов, рек морей, журналов, газет и другие собственные имена существительных.

При закреплении и проверки усвоенного используются следующие типы упражнений:

Упражнение 1. Прочитайте вслух и спишите. Обратите внимание на собственные имена.

Миша и Женя жили летом у дяди Никиты. К ребятам приехала сестра Зоя Утром дети пошли в лес. Павлик сорвал пять грибов. Зоя нашла белый гриб.

Жук

Дымок

Махачкала

Зорька

Андрей

Упражнение 2. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова и спишите предложения.

В городе . жил мальчик

Мальчика звали .

У Любы живет кот .

У Вани собака .

Во дворе мычит корова .

Упражнение 3. Прочтите вопросы. Напишите ответы на вопросы. Подчеркните в ответах собственные имена.

Как твоя фамилия?

Как тебя зовут?

В каком классе ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

На какой улице ты живешь?

Упражнение 4. Прочитайте вслух и спишите. Найти в стихотворении имена, которые нужно писать с большой буквы.

Шел Саша по шоссе,

Нес сушки в мешке

Сушку - Грише

Сушку - Мише

Есть сушка Проше

Васе и Антоше

Еще две сушки

Нюше и Петрушке

(скороговорка)

Упражнение 5. Составьте рассказ, в котором были бы имена мальчиков и девочек; клички животных. Размер рассказа 4-5 предложений. Рекомендуемые темы рассказа:

"В парке, в лесу осенью, зимой, весной ", "Наша семья ", "Мои друзья", "В нашем доме ".

В связи с изучением этой темы обращаем внимание учащихся на то, что после точки также слова пишутся с большой буквы. С целью закрепления правописания слов после точки предлагаем учащимся предложения предварительно написанные на доске: Юра - мой брат. Брату семь лет. Папа принес нам елку. Елка была пушистая и красивая. Я и мой брат Петя жили у деда. Дед учил нас чинить сеть. Зимой малыши катаются на коньках. Малыши рады.

Обращаем внимание учащихся на подчеркнутые слова, на их написание в середине или в конце предложения, затем после точка. Делаем вывод о том, что в начале предложения после точки пишется заглавная буква.

Для закрепления названного правила предлагается учащимся выполнить упражнения следующего типа:

Упражнение 1. Прочитайте и скажите где нужно поставить точку. Наступила осень птицы улетели в теплые края мальчик хотел разорить гнездо ласточки отец не разрешил сыну это делать весной вернулись птицы они поселились в своем гнезде.

Упражнение 2. Прочитайте. Остановитесь там, где надо поставить точку. Спишите. После точки слова пишите с большой буквы.

Ребята идут на луг они помогают взрослым сушить сено в густой траве гудит пушистый шмель высоко в небе поют птицы дружно работают люди много корма они заготовили коровам.

Упражнение 3. Разбейте текст на предложения. Поставьте точку в конце каждого предложения, новое писать с большой буквы. Найдите в тексте собственные имена.

Вера Васильевна работала в маленьком поселке ночью ее разбудили заболел мальчик она вылетела в бухту Синюю у самолета ждал летчик Иванов через два часа они были в бухте.

Приведенные выше упражнения соответствовали трем способам усвоения орфографии: на основе соответствия звуков (фонем) и букв, на основе запоминания и на основе решения задач, причем касались в основном тех упражнений, которые включены в учебники по русскому языку. Но в практике работы учителя постоянно используются и такие упражнения по орфографии, которые не включаются и не могут быть включены в учебники: это различные виды диктантов, орфографическое комментирование текста, грамматический разбор, сочинения и т.д. Эти традиционные упражнения, давно принятые нашей школой, совмещают в себе различные действия, решают различные задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное воспитание
Приступая в первой книге к изложению правил воспитания, Руссо, в первую очередь, касается вопроса: кому воспитывать? Сам отказавшийся воспитывать своих детей, сам отдававший их в приют и никогда не знавший их, Руссо в "Эмиле" дает лучшее обоснование родительского долга воспитывать детей с ...

Особенности ДОУ компенсирующего вида
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей: Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для ...

Детские организации в школах
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального соц ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru