Приступая к диагностике, нужно четко осознавать, что является показателем, а что - критерием.
Под показателем вслед за С.И. Ожеговым мы будем понимать «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь» [18, с.317].
В контексте нашего исследования это означает, что судить о ходе развитие познавательного интереса у обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология» можно на основе анализа данных, отражающих состав ее компонентов, с учетом фактора их сформированности.
Исходя из этого, мы обозначили показатели развития познавательного интереса следующим образом:
— Показатели интеллектуальной активности: вопросы обучающихся, обращённые к преподавателю; стремление обучающихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.
— Показатели эмоциональных проявлений: переживание обучающимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые.
— Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности обучающихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление обучающихся к завершенности учебных действий; реакция обучающихся на звонок, а также свободный выбор деятельности.
Мерилом оценки показателей является «критерий» [18, с.263]. Значит, оценить зафиксированный в ходе анализа показателей уровень развития познавательного интереса можно при помощи комплекса разработанных в соответствии с показателями критериев.
Проанализировав педагогическую литературу, мы в качестве первого критерия выделили мотивационный, под которым мы положительно-познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе, проявляющиеся:
а) в оценке по учебному предмету;
б) в вопросах, задаваемых учащимися, свидетельствующих об их умственной активности и направленности интереса;
в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса;
г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность;
д) добросовестность выбора более сложного задания.
Второй критерий - этот критерий качественно-результирующим: в ходе его отслеживания мы выходим на качественный результат процесса развитие познавательного интереса - на профессиональные поведенческие свойства и качества специалиста.
И, наконец, третий из выявленных нами диагностических критериев – критерий индивидуально-личностного развития. Он отражает особенности познавательной деятельности учащихся (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление обучающихся к завершенности учебных действий)
Известно, что критерии каждого показателя исследуемого явления должны быть как качественными, так и количественными, универсальными, статистически эффективными, просто и легко вычисляемыми и наиболее адекватно отражающими уровень сформированности того или иного свойства данного явления.
В связи с этим особое значение в нашей экспериментальной работе уделялось вопросу о необходимости и достаточности количественных (уровневых) характеристик разработанных нами критериев.
Общепринятым, а, следовательно, необходимым количеством критериальных уровней, согласно анализу психолого-педагогической литературы, считается три (низкий, средний и высокий). Но для нашего случая это количество не может быть достаточным, так как внутри среднего уровня сформированности развития познавательного интереса существуют большие различия в степени качества. Пять же уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий), по нашему мнению, будут затруднять процессы статистической обработки результатов. Поэтому в контексте нашего исследования необходимым и достаточным количеством критериальных уровней сформированности развития познавательного интереса считается четыре (низкий, средний, выше среднего, высокий), то есть в основу экспериментальной диагностики положены четырехуровневая шкала [28, с.36-37].
Изобразительная деятельность как средство подготовки руки детей
подготовительной группы к письму
Важное место в работе с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит подготовке руки детей к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фи ...
Мысленный эксперимент в концепции В.С. Библера
Анализ понятия мысленный эксперимент содержится в книге В.С. Библера «Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога)» [4], а также – в его статье «Творческое мышление как предмет логики (Проблемы и перспективы)» [5]. Автор выступил против стандартного подхода к логическому мышлению ...
Понятие личности
Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Можно такж ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...