низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;
средний уровень познавательного интереса характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;
выше среднего уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельностью;
высокий уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью
Выявленная в ходе эксперимента взаимосвязь показателей, критериев и критериальных уровней сформированности развития познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» приведена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Взаимосвязь показателей, критериев и критериальных уровней развития познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»
После разработки критериальной базы диагностики необходимо было создать контрольную и экспериментальные группы обучающихся и исследовать в них исходные уровни развития познавательного интереса. В качестве таковых были взяты группы второго курса Чебяркульского профессионального училища, изучающие дисциплину «Спецтехнология» общей численностью 97 человек.
Методика диагностики заключалась в анализе выполнения обучающимися задания, содержащего вопросы теоретического характера и практические упражнения, позволяющие определить степень развития познавательного интереса
Результаты диагностики обобщены и представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 - Диаграмма начального уровня развития познавательного интереса у обучающихся контрольной и экспериментальных групп на констатирующем этапе эксперимента
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
- наблюдается ярко выраженная тенденция, свидетельствующая о снижении уровня познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»;
- большинство обучающихся по результатам входной диагностики имеют средний и низкий уровни развития познавательного интереса.
На этом же этапе, проанализировав результаты анкетирования, опросов и продукты деятельности обучающихся, мы сформулировали окончательные выводы по искомым педагогическим условиям, способствующих повышению уровня развития познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология».
Приступая к следующему этапу экспериментальной работы, формирующему (2003-2004 годы), мы обозначили цель, которая заключалась в определении эффективности выявленных и теоретически обоснованных педагогических условий, обеспечивающих формирование развития познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» в Чебаркульском профессиональном училище
Методика организации эксперимента в экспериментальных и контрольных группах была различной.
В контрольной группе мы включили в образовательный процесс педагогические условия, создающие технологическую направленность развития познавательного интереса, т.е. была создана заинтересованность самих учащихся в развитии познавательных итересов.
Иная ситуация была обеспечена в экспериментальной группе, где мы апробировали комплекс разработанных педагогических условий развития познавательного интереса, а именно:
Аспекты этой направленности сводились к следующему:
- во-первых, была обеспечена личностная заинтересованность обучающихся в развития познавательного интереса посредством развития у них положительной мотивации;
Принципы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», ...
Цели, задачи и закономерности обучения
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления д ...
Особенности методов и приемов обучения
Вопрос о методах работы по развитию связной речи учащихся относится к числу недостаточно исследованных. В обобщающих трудах по методике, как правило, дается характеристика изложений и сочинений, указываются их виды, при обмене опытом описываются уроки подготовки (реже уроки анализа) устных и письме ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...