В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и социальных факторов. Определяя здоровье, правильнее было бы сказать, что это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье – это способность сопротивляться болезням, приспосабливаться к окружающей среде, предрасположенность к самосохранению и саморазвитию. Состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от собственного отношения к здоровью.
Одной из актуальных проблем коренного улучшения здоровья детей является обучение здоровью через внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
организационно-педагогические технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
учебно-воспитательные технологии.
Как же реализуются здоровьесберегающие технологии в начальной школе?
Организационно-педагогические технологии здоровьесбережения
Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом биоритмологического оптимума работоспособности у школьников, который имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели;
при построении структуры урока учитывается интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока;
осуществление двигательного режима на уроках:
- проведение музыкальной зарядки до уроков;
- смена динамических поз. Учитель периодически переводит детей из положения сидя в положение стоя. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-то объясняет, либо отвечает ученик, а остальные слушают;
- проведение физкультминуток.
Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе учебного труда. Тем не менее они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер деятельности, происходит переключение, способное предотвратить снижение или несколько повысить уровень оперативной работоспособности. Особенно эффективны физкультминутки в периоды, когда начинает проявляться утомление.
Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности
Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает компл ...
Методическое содержание работы с иноязычным текстом
Чтению текста должна предшествовать работа по снятию лексико-грамматических трудностей, которые возникают при чтении оригинальных газетных текстов. Правильному пониманию текста может препятствовать незнание политической обстановки, реалий страны, где произошло событие. Тут также необходимы пояснени ...
Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с
использованием средств народного искусства
Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...