История развития дефектологии характеризуется непрерывными научными поисками путей совершенствования системы обучения и воспитания детей с недостатками физического и умственного развития. Дефектологическая наука, как и большинство прикладных наук, шла в основном по пути эмпирического накопления конкретных фактов, сведений, наблюдений, представлений с систематическим их обобщением и теоретическим осмыслением данных клинического, нейрофизиологического, аудиологического, психолого-педагогического изучения особенностей развития детей. Важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора являются общение и деятельность ребенка.
Маленькие неслышащие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с особенностями нарушений, с недостаточным житейским опытом, а также трудностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы.
Художественная литература и фольклор важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Познание совершенствование нравственности, по его мнению, цель воспитания. Именно нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.
Однако эти высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах Ушинского К. Д., Белинского В. Г., Добролюбова Н. А., Герцена А. И., Чернышевского Н. Г. отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
Толстой Л.Н. считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В.Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
В последнее время в отечественной и зарубежной сурдопсихологии и сурдопедагогике заметно увеличился интерес к проблемам эмоционального и нравственного развития детей с нарушениями слуха (Э.А. Вийтар, Б.Д. Корсун-ская, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Г. Морозова, В. Петшак, А.З. Свердлов и др.). Исследователи отмечают, что основная задача воспитания состоит в том, чтобы, наиболее полно используя компенсаторные возможности ребенка, избежать дефицитарности развития не только в познавательной сфере, но и в эмоциональном плане.
Вопросы формирования нравственности у детей с нарушениями слуха на сегодняшний момент изучены не достаточно. Противоречие между значимостью нравственного воспитания детей с нарушениями слуха и её недостаточной методической разработанностью обусловило выбор темы исследования.
Тема нашего исследования «Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с народными сказками»
Цель: повышение уровня сформированности нравственных чувств у детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления с народными сказками.
Объектом нашего исследования является нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования является процесс формирования нравственных чувств у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
В соответствии с предметом и объектом определяется гипотеза исследования - предположение о том, что использование средств народного фольклора, а в частности народной сказки, положительно влияет на формирование нравственных чувств детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, при соблюдении следующих условий:
1) проведение целенаправленной работы в данном направлении;
2) построение программы педагогических мероприятий в форме комплекса специально разработанных игр и упражнений обучающего характера;
3) индивидуализация процесса формирования нравственных чувств детей с нарушениями слуха дошкольного возраста исходя из выявленного уровня их развития.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
-проанализировать теоретические основы проблемы формирования нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в специальной литературе;
- изучить специфику нравственных чувств детей с нарушениями слуха;
-провести работу по формированию нравственные чувства у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста;
- определить степень её эффективности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения материалистической диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; об общем и специфическом развитии детей с нарушениями слуха дошкольного возраста (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.А Катаева, И.М.Соловьёв, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.); основополагающие идеи психологии и педагогики обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями (Л.С. Выготский, Л.А. Головчиц, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, Я.З. Неверович и т.д); идеи о единстве развития, социализации, воспитания и самовоспитания личности в процессе становления ее нравственной культуры (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский и др).
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап);
3) количественный и качественный анализ полученных в результате исследования данных;
4) беседа, анализ личных дел, наблюдение.
Этапы исследования:
I этап (октябрь-ноябрь 2008 г.) – определение проблемы и постановка цели исследования, изучение истории и теории вопроса, уточнение гипотезы и определение задач.
II этап (декабрь 2008- январь 2009г.)- разработка и проведение констатирующего этапа эксперимента, утверждение программы опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе.
III этап (март 2009г.- январь 2010г.)- проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента. Обработка и оформление результатов исследования
Практическая значимость: Предложенный комплекс педагогических мероприятий может быть рекомендован в практику работы дошкольных учреждений в целях формирования нравственных чувств детей с нарушениями слуха.
Развитие самостоятельности старших дошкольников в игровой деятельности
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. К вторым - сюжет и роль. Рассмотрим указанные компоненты. Главная цель любой дидактической игры - обуча ...
Влияние спорта на физическое развитие учащихся
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...
Особенности физиологического развития детей старшего
дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) - очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Рост детей на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей ранне ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...