Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным слухом

Страница 1

Одной из центральных линий психического развития дошкольника является нравственное развитие, которое тесно связано с формированием эмоциональной сферы. Эмоциональное и нравственное развитие — два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания дошкольников и осуществляются одновременно (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец). В социальном и особенно нравственном развитии ребенка чрезвычайно важную роль играют специфически человеческие эмоции: сострадание, радость, сопереживание, сочувствие [14]. Развитие социальных эмоций тесно связано с воздействиями взрослого, особенностями приобретаемого ребенком опыта общения и деятельности, которые приводят к образованию эмоционально-когнитивных обобщений, формированию образа социальной ситуации и в конечном итоге к складыванию целостной картины мира (А.Н. Леонтьев).

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие [13].

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляция. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляция, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка[12].

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам[20].

Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле»

Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, приходится проявлять много терпения, выдержки. Не стоит упрекать или наказывать ребенка за то, что у него что-то получается не очень хорошо, не так, как хотелось бы взрослому. Детям 5—7 лет необходимо предоставлять больше самостоятельности в выполнении трудовых поручений, в играх, в установлении взаимоотношений со сверстниками [13].

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно [30].

На уровне конвенциональной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать извне заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей (группы, общества). На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале оценивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Подготовка ребенка к школе не должна состоять только в обучении его чтению, математике, письму. Нельзя забывать о духовной подготовке — развитии сознательного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, уважения к окружающим, благородных убеждений, человечности, мужества. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство — труда, живопись, музыка [3].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Цели обучения
Первым и наиболее важным этапом проектирования ИТО, от которого зависит результативность всего дальнейшего технологического процесса, является этап задания цели обучения. Под результативностью в этом случае следует понимать степень достижения студентом социально значимых дидактических целей, трансф ...

Необходимость воспитания культуры поведения
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начин ...

Материалы и оборудование по аппликации
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творче­скую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru