Беседа.
Беседа находит широкое применение в работе учителя по развитию связной речи учащихся. По источникам, на основе которых проводится беседа, можно выделить следующие ее виды: 1) беседа по тексту или анализ текста; 2) анализ элементов и частей текста (формулировок тем, планов, материалов к высказыванию); 3) беседа об изображенном на картине; показанном в теле-кинофильме, в театральном спектакле и т.д., беседа об увиденном на экскурсии, о наблюдениях и впечатлениях, полученных в жизни, о тех мыслях, которые возникли при чтении книг и т.д.
Анализ текста позволяет уяснить его содержание, особенности структуры, композиционного и языкового оформления. Этой же цели служит анализ формулировок темы, материалов к высказыванию. Анализ изображенного, показанного, прочитанного, запечатленного в памяти обогащает знаниями и таким образом обеспечивает содержательную сторону предстоящего высказывания. Естественно, что в практике обучения эти разновидности анализа (беседы) используются в различных сочетаниях друг с другом.
Рассмотрим более подробно указанные разновидности анализа.
Анализ текста. Анализ текста может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ композиции речевого произведения, анализ особенностей языкового оформления (языковой анализ) в зависимости от дидактической задачи определенного этапа работы.
Если смысловой, структурный, композиционный, языковой (в том числе стилистический) анализ текстов — это разновидности содержания анализа, то сопоставительный анализ — это особенность применения анализа, построенного на сравнении двух (а иногда и нескольких) текстов.
По назначению в учебном процессе различают анализ: исходного текста, который проводится на этапе подготовки к изложению; текста (текстов) на этапе подготовки к сочинению; текстов, созданных учащимися.
1. Анализ исходного текста проводится для того, чтобы ученики уяснили, о чем и как говорится в тексте, на основе которого им предстоит создать свой текст. Осмысление содержания и структуры текста — условие его успешного воспроизведения. Поэтому в процессе беседы по тексту важно ставить такие вопросы, которые помогли бы ученикам определить основную мысль автора, выделить главное, основное, установить последовательность развертывания событий, их причинно-следственную связь, структуру текста, особенности его языкового оформления.
Анализ содержания и структуры исходного текста, как правило, завершается составлением его плана.
Языковой анализ (разбор) — один из важнейших компонентов анализа исходного текста. Языковой разбор — это объяснение мотивов отбора речевых средств писателем, их "расположения", способов употребления в исходном тексте. Для анализа выделяются определенные группы лексических, морфологических, синтаксических средств: а) в чём-либо затрудняющих учащихся; б) иллюстрирующих изучаемый по основной программе материал; в) несущих "значительную нагрузку" в передаче идейно-художественного содержания текста. Языковой анализ постепенно развивает у детей привычку сознательно подходить к отбору речевых средств при создании собственного текста. Специфика этого приема в работе над сжатым изложением — в направленности на отбор авторских слов и нахождении своих "соавторских" слов для обобщенной передачи содержания исходного текста. Особенно эффективен в этих целях сопоставительный анализ исходного текста и образца сжатого изложения, который помогает детям осознать, как производится отбор существенного (основного) и речевых средств для сжатого изложения.
2. Анализ текстов на этапе подготовки к сочинению — прием, который получил в методике название "использование образца". Это наименование не совсем точно: слово использование не отражает характера деятельности учителя и ученика, а слово образец суживает границы применения приема, так как используемый текст может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к образцу, и в то же время быть дидактически оправданным. Целесообразнее, имея в виду прием подготовки к сочинению, употреблять наименование "анализ текста (текстов)".
Анализироваться может законченное речевое произведение или его часть (например, при знакомстве с доказательством от противного анализируются только особенности введения и развертывания этого доказательства в рассуждении); один, два и более текстов — в сопоставлении и вне его; образцовый или негативный текст (т.е. текст с определенными недочетами).
Сравнительная экспертиза компьютерных развивающих игр по математике для
младших школьников
Для выявления педагогических аспектов использования компьютерных развивающих игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования. Особенностью компьютерных развивающих игр является активное и непосредст ...
Первичное диагностирование по выявлению эстетических представлений младших
школьников
Во время прохождения преддипломной практики нами была проведена практическая работа по теме: Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир». В ходе практической работы нами была поставлены следующие задачи: - выявить как учащиеся понимают с ...
Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем
использования занимательных занятий аппликацией
Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследов ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...