Основные формы работы

Страница 2

Текст-образец издавна применялся при обучении связной речи, но только в последнее время экспериментально доказана эффективность использования именно анализа образца на этапе подготовки к сочинениям, в частности целесообразность включения в анализ образца вопросов о строении текста, о средствах связи между частями текста и между самостоятельными предложениями.

Анализ образца позволяет познакомить учеников с особенностями предстоящего высказывания; организовать поиск и подвести учащихся к осознанию существа некоторых важных понятий речевого плана. Так, сопоставление описания одного и того же предмета в разных стилях позволяет познакомить учащихся с деловым и художественным описанием, анализ текстов-образцов, подобранных на одну тему, подводит учащихся к осмыслению понятия "способы раскрытия основной мысли (замысла) высказывания".

Исследование вопроса о влиянии текста-образца и текста изложения на последующие сочинения-описания (животных) учеников IV класса показало, что на выбор объекта, замысла, элементов описания, жанра сочинения больше влияет текст-образец, на речевое оформление — изложение, что "по своему характеру влияние может быть трех типов, когда ученики, создавая сочинения: а) повторяют исходный текст изложения или образец; б) пишут сочинения по аналогии с ними; в) создают оригинальные высказывания или части высказывания". Следовательно, зная, в чем состоит влияние текста-образца на сочинения школьников, учитывая подготовленность, учащихся и особенности высказывания, можно предупредить копирование текста-образца.

Большое значение при подготовке устных высказываний имеют "звучащие" образцы устной речи (грампластинки, магнитофонные записи ученических высказываний, устные высказывания учителя и т. д.). Их использование позволяет обратить внимание учащихся на звуковые средства выразительности устного слова, такие, как основной тон высказывания, темп, громкость и т.д. Особенности анализа устных образцов определяются тем, что анализируется звучащая речь, которая, как правило, воспринимается на слух. Поэтому наряду с вопросами, касающимися содержания, композиционной формы и языка устного высказывания, ставятся вопросы о средствах звуковой выразительности, используемых говорящие (например, о соответствии тона теме и основной мысли высказывания, о темпе речи, об уместности пауз и т.д.). В связи с этим отдельные части устных высказываний, записанные на грампластинке или на магнитофонной ленте, воспроизводятся в случае необходимости два-три раза.

Экспериментальное изучение последовательности использования таких приемов, как анализ образца и экскурсия, при подготовке к сочинениям-описаниям (природы) показало, что указанная последовательность использования приемов (образец + экскурсия) в большей степени, чем обратная, предупреждает возможное копирование образца, стимулирует творческие поиски учащихся.

Анализ текстов негативного характера (сочинений с недочетами) позволяет предупредить появление недочетов в раскрытии темы, построении и языковом оформлении конкретного высказывания. Поэтому важно подбирать для анализа сочинение, аналогичное по жанру, а иногда по теме и по источнику.

Сопоставительный анализ текста положительного и негативного характера раскрывает более выпукло, наглядно существо того или иного недочета, например, в развертывании аргументов рассуждения, в его построении и т.д.

Вместе с тем анализ текстов негативного характера позволяет ввести в сознание учащихся некоторые сведения теоретико-практического характера для овладения ими на практическом уровне. И в этом одна из образовательных функций рассматриваемого приема. Так, анализ текста негативного характера позволяет познакомить учащихся с такими понятиями, как расширение и сужение темы высказывания, несоответствие содержания высказывания его замыслу и т.д. Использование "звучащих текстов" негативного характера дает возможность показать, что такое слишком быстрый (или слишком медленный) темп речи (и как он мешает воспринимать сказанное), что такое монотонная речь, что значит "тон не соответствует задаче и содержанию высказывания" и т.д.

Другая, не менее существенная функция этого приема состоит в том, что он готовит учащихся к редактированию чужого и своего текста, так как анализ недочетов предполагает поиск правильного, лучшего варианта выражения мысли и нередко сопровождается или завершается исправлением предложенного для анализа текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие бережного отношения к природе у старших дошкольников как аспект экологического воспитания
Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начал ...

Система работы по обучению орфографии в III-IV классах
Между II и III классами существует тесная преемственность: в III классе углубляются те знания и умения, которые получены школьниками во втором классе. Однако курс русского языка в третьем классе носит по преимуществу грамматический характер: предлагаются, ряд сложных грамматических правил, Основные ...

Гигиенические требования к школьным помещениям учебного назначения – классам, кабинетам, лабораториям
Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru