Таблица 2.2 Состав и свойства щелочей
|
Название щелочи |
Состав (формула) |
Внешний вид |
Растворимость в воде |
Цвет лакмуса |
Цвет фенолфталеина |
Действие на шерстяную нить |
|
Едкий натр |
Учитель предупреждает учащихся, что в эту таблицу они будут заносить сведения о трех веществах. Для заполнения первых четырех граф учащимся предлагается рассмотреть образец твердого едкого натра, находящегося в закрытой баночке, прочитать формулу и названия, написанные на этикетке. После выборочной проверки записей учитель рассказывает и показывает, как проводить опыт растворения едкого натра и какие могут быть несчастные случаи при неосторожном обращении с ним (указывает, что нужно делать, если такой случай произойдет). После этого дается следующая инструкция: для ознакомления с растворимостью едкого натра в воде, возьмите пинцетом кусочек едкого натра, опустите в пробирку, и влейте столько воды, чтобы он был погружен в воду. Наблюдая за растворимостью этого вещества, отметьте, разогревается или охлаждается то место пробирки, где происходит растворение едкого натра.
После краткого обсуждения результатов опытов предлагается узнать, какие изменения происходят с двумя веществами — лакмусом и фенолфталеином при действии на них раствора едкого натра. Учитель показывает, как проводить этот опыт.
После этого учащиеся читают инструкцию: «На стеклянную пластинку положите две полоски фильтровальной бумаги: одна из них пропитана раствором лакмуса и имеет сине-фиолетовый цвет, вторая пропитана бесцветным раствором, фенолфталеина. С помощью стеклянной трубочки перенесите по капелькам раствор едкого натра из пробирки на полоски бумаги и отметьте изменение окраски бумажных полосок. Результаты наблюдений запишите в таблицу»,— выполняют опыт.
Последний опыт—действие на шерстяную нить учащиеся могут выполнить без дополнительного пояснения учителя, пользуясь только написанной инструкцией [5].
«В пробирку с раствором едкого натра опустите шерстяную нить и оставьте ее на несколько минут, которые используйте для чтения учебника и внесения исправлений я дополнений в сделанные вами записи. На основе наблюдений и чтения учебника заполните последнюю графу таблицы».
Гидроксид калия
При наличии в школе достаточного количества гидроксида калия следует провести изучение этого вещества по тому же плану и при аналогичной инструкции, но без дополнительных устных указаний. Такая работа является хорошим способом закрепления знаний о едком натрии и усовершенствовании умений обращаться с едкими щелочами. После ознакомления с составом двух щелочей можно начать формирование понятия о гидроксиле как о водном остатке.
С этой целью нужно сравнить структурные формулы воды, едкого натра и едкого кали, чтобы учащиеся заметили в них сходство и различие. Из этой беседы возникнет потребность постановки опыта — действия металла натрия на воду.
Этот опыт лучше произвести в широкой пробирке, чтобы можно было поджечь выделяющийся водород (рис. 1). Чтобы доказать, что в растворе остается едкий натр, раствор испытывают индикатором и часть выпаривают.
Разумеется, для научной цели таких доказательств состава молекулы едкого натра было бы недостаточно, но для учебных целей можно ограничиться и таким обоснованием формулы едкого натра. Все это лучше догматического сообщения тех же сведений.
Основные организационные формы
Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам),¾ это собственно упражнения для внеклассных зан ...
Метод тестового контроля с выборочными ответами
Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематиче ...
Формирование произносительных умений и навыков
Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений). Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в опреде ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...