Методические требования к формированию понятий включают: мотивацию введения понятия; выделение его существенных свойств; синтез выделенных свойств; формулировку определения понятия; понимание смысла слов в определении; усвоение логической структуры определения понятия; применение понятия; выявление связей изучаемого понятия с другими понятиями; логические операции с понятиями. Каждый этап содержит определенные действия и реализуется посредством специальных упражнений.
Теория обучения предмету включает положения, фиксирующие работу с основными закономерностями, фактами, методами. Например, теория обучения математике объединяет методику работы с теоремой, обучение учащихся доказательству, роль и место задач в обучении математике, методику обучения их решению, организационные вопросы. Перечисленные темы традиционны, они содержатся во всех учебных пособиях для студентов. Однако изложение их в современной ситуации следует вести в контексте системного анализа и деятельностного подхода, с учетом результатов методических исследований и практического опыта учителей. Опять-таки рассмотрим это пожелание на примере темы "Организация обучения математике". Авторы пособий начинают с урока, определяя его основной формой обучения. Однако при этом возникает вопрос: как в уроке отражаются компоненты методической системы обучения предмету? Ответа на него в учебных пособиях мы не найдем. Изложение материала в них полностью заимствовано из учебников дидактики. Между тем выполненные в предметных методиках исследования проблемы урока привели к выводу о том, что его трактовка как организационной формы или формы организации обучения ограничивается лишь отношениями между учителем и учащимися, оставляя вне рассмотрения такие компоненты, как: цели, содержание, средства, методы обучения.
Ответить на поставленный выше вопрос в рамках традиционного представления о компонентах процесса обучения нельзя. Так, цели должны быть диагностичными, поэтому, формулируя их, следует проанализировать методическую систему обучения предмету на уровнях ее методологического анализа, теоретического исследования, учебных материалов, реального учебного процесса [6]. Лидирующим компонентом становится содержание обучения, обусловливающее его цели.
Школьный учебник является не только информационным источником, но и средством организации учебной деятельности. Цели обучения интегрируют цели ученика и цели учителя. Метод обучения трансформируется в деятельность педагога и деятельность учащихся и характеризуется дидактическими приемами учителя и познавательными действиями ученика. Методическая система обучения предмету на данном уровне объединяет школьный учебник, цели педагога, цели учащихся, их деятельность. Данная система является моделью учебного процесса. Взаимодействие между ее компонентами отражаются в структуре урока. Его можно считать формой учебного процесса и единицей процесса обучения, так как в нем проявляются все присущие ему свойства.
Цели урока формулируются авторами методических указаний и учителями в самом общем виде: изучить что-либо, решить задачу и т.д., при этом указывается необходимость постановки не только образовательных, но и воспитательных, и развивающих задач. Ясно, что в силу абстрактности формулировок эти рекомендации не могут повлиять на эффективность учебной деятельности. Однако предпосылки для технологизации урока с диагностированием всех его целей в настоящее время созданы. В предметных методиках разработаны проблемы формирования понятий, работы с закономерностями, обучения решению задач и т.д. Их результаты позволяют четко выбирать цели урока, выстраивать его в соответствии с этапами, например, формирования понятия, предусмотрев при этом контроль за усвоением материала.
В соответствующем разделе пособия следует отметить возможности учителей в совершенствовании уроков. Например, в методике обучения математике получил распространение урок одной задачи, хотя необходимого теоретического обоснования его до сих пор нет. Эта находка учителей позволяет эффективнее использовать задачи с целью развития ученика. Практика показывает необходимость интеграции урока с внеклассными мероприятиями. В предметных методиках идет интенсивный поиск различных видов урока, наиболее эффективных его сочетаний с внеурочной работой. Основные результаты этих поисков должны быть отражены в учебных пособиях для студентов.
Раздел "Теория обучения предмету" следует дополнить специальной главой, посвященной эвристикам. Такой подход обусловлен тем, что эвристические приемы являются одной из составляющих как методологии научного поиска, так и практики решения задач. В данной главе должны быть раскрыты содержание понятия "эвристика", классификации эвристик, обучение различным эвристическим приемам и методам научного познания. Опыт включения этого материала в учебную книгу для студентов раскрывается в отдельных пособиях [7].
Методы диагностики
креативности школьников
Определение «одаренности» школьника - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к ...
Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замед ...
Содержание и задачи нравственного воспитания
педагогически запущенных подростков
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis — мораль. «Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность — это личностная характерис ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...