Укажите тему урока, его тип и сформулируйте цели учащихся и учителя. Предусмотрите другие варианты работы с решенной задачей и оцените их в контексте сформулированных вами целей урока. Закончите конспект и, используя его, проведите урок.
Первые два упражнения относятся к методике обучения математике, третье содержит схему, которая может быть интерпретирована, исходя из специфики предметной методики. Особенностью всех заданий является то, что они моделируют реальные учебные ситуации, а их выполнение требует обращения к различной литературе, проведения исследования, некоторого прогнозирования формулировки, опытного подтверждения или отрицания выводов.
Наш опыт и мнение коллег подтверждает мысль о высокой эффективности в подготовке учителя использования деловой игры, поскольку она реализует многие аспекты методической деятельности. Зачастую такая игра рассматривается очень упрощенно и сводится к распределению и разучиванию ролей. Однако возможности ее более значительны. Участники игры обучаются принимать профессиональные решения, оценивать их, корректировать. В процессе игры студенты усваивают содержание курса методики обучения предмету и специальных курсов, овладевают умением организовывать процесс обучения школьников и управлять им, применять методические знания и умения в различных конкретных профессиональных ситуациях. В сказанном заключена учебная функция деловой игры. Ее исследовательская функция состоит в приобщении участников к выдвижению гипотез, конструированию прогнозов, их экспериментальной проверке, разработке различных вариантов методических задач и использованию их в условиях школьной практики. Правила деловой игры раскрываются содержанием следующих этапов: 1) практическая ситуация; 2) оценка ситуации, ее анализ, прогнозирование; 3) изучение литературы по проблеме; 4) гипотеза, 5) эксперимент, 6) выводы.
Практические ситуации могут быть взяты из наблюдения за работой учителей и учащихся. Их источником могут быть также журнальные статьи, практические занятия по специальным дисциплинам и методике обучения, школьные учебники. На втором этапе студенты высказывают свои мнения об эффективности предложенных схем, анализируют их, соотносят с теоретическими положениями. Свои выводы подкрепляют или опровергают приобретенными сведениями. В заключение обсуждения информации высказывается гипотеза. Применительно к этому упражнению студенты выделяют различные сценарии урока. Сторонники этих вариантов обосновывают свой выбор посредством экспериментов. Возможно применение статистических методов для обработки его данных. Как видим, существенное содержание деловой игры заключается в ее учебной и исследовательской функциях, хотя возможно и ее ролевое "обрамление".
В обучении предметной методике получает распространение защита разработанных студентом или группой студентов исследовательских проектов. Их содержание составляет проблематика урока или нескольких уроков. Интересны занятия с элементами эксперимента. Отбирается группа студентов в 5—6 человек. Им предлагается фиксировать в письменной форме свои мысли, возникшие по поводу решения задачи. Такой эксперимент должен занимать 7—10 мин. Затем его результаты обсуждаются, что и служит основанием для выделения закономерностей, например, поиска решения задачи. Пособий, помогающих преподавателю курса методики обучения предмету использовать деловые игры, проекты, осуществлять эксперименты и т.п., нет, хотя они давно востребованы. Основные идеи организации проектной деятельности студентов на занятиях должны быть заложены в учебнике, раскрывающем методологию методики, теорию обучения предмету, их приложения, содержащем необходимые упражнения. Основу учебника должны составить следующие положения:
- методика обучения предмету — самостоятельная научная область с собственным предметом, методами исследования, понятийным аппаратом и концепциями;
- изложение материала ведется в контексте системного анализа и деятельностного подхода, что проявляется в целостном представлении методических феноменов, выделении их компонентов, установлении взаимосвязей между ними, конструировании деятельности, адекватной изучаемым понятиям, фактам, способам деятельности;
- разработка методических концепций осуществляется с учетом новых образовательных идей (гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации образования, образовательных стандартов, результатов исследования в смежных научных областях);
- изложение материала ведется с учетом результатов научных исследований по методике обучения предмету, выполненных в последние два десятилетия, а также инновационного опыта учителей;
- важное место в учебном пособии должно быть отведено эвристикам, поскольку возрастает роль эвристической составляющей в образовании учащихся и методике обучения учащихся эвристической деятельности;
- студент должен не столько усваивать готовые факты, сколько принимать участие в их обосновании, формулировке, поэтому в пособии должны быть представлены анализ различных точек зрения на изучаемый материал, динамика их развития, становление и утверждение взглядов;
Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо
Руссо воспитывает Эмиля без общества и, пожалуй, даже не для общества, по крайней мере, не для реального, сложившегося общества, с его искусственными (для отвлеченно-идеальной точки зрения) границами отдельных государств, с его неустойчивыми, зыбкими делениями людей на классы, по состояниям и роду ...
Проверка эффективности использования элективного курса «Основы веб-дизайна»
с изучением контента CMS Joomla
На протяжении 2009-2010 учебного года велась исследовательская и экспериментальная работа на базе Государственного образовательного учреждения общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка №1291. В ходе этой работы осуществлялось ведение элективного курса «Основы веб-дизайна» ...
Опытная проверка разработанных материалов
В среднем школьном возрасте отмечается рост понимания подростками значения самоконтроля для повышения качества учебной деятельности, расширяется мотивационная сфера самоконтроля. Изучение мотивов самоконтроля позволило констатировать наличие у подростков понимаемых ими и реально действующих мотивов ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...