Отбор и структурирование содержания учебного материала

Страница 1

При ИТО формирование знаний, навыков, умений и личностных качеств студента на требуемом уровне профессионального соответствия происходит информационным путем. При этом, информация, предъявляемая обучаемому, может отражать один и тот же объект изучения с различной степенью подробности и детализации. Исходя из этого необходимы проведение структурного анализа и выбор критериев оценки полноты содержания предъявляемой информации. Они должны возможно более точно отражать требования к знаниям и умениям обучаемых, которые возникают в профессиональной деятельности, как в отношении объема и уровня опыта в этой деятельности, так и в отношении творческих способностей будущего специалиста.

Отбор содержания учебной дисциплины, в которую входит изучаемая тема, проводится и отражается в учебной программе дисциплины. Однако, наличие учебной программы по дисциплине не исключает дальнейшей творческой работы преподавателя по отбору содержания учебных вопросов, изучаемых в данной теме. Этот отбор базируется на дидактических принципах, рассмотренных во первой главе настоящего исследования, и включает следующие элементы:

- отбор по принципу генерализации–концентрация содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина;

- отбор по принципу научной целостности, который означает, что рассматриваемая тема является частью учебной дисциплины;

- отбор по принципу обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины;

- отбор, основанный на использовании современного научного содержания, новых научных достижений, теорий и фактов;

- отбор такого содержания, которое должно соответствовать общим целям подготовки специалистов;

- отбор содержания доступного для усвоения.

Этот процесс должен идти непрерывно в ходе работы преподавателя над структурой учебной дисциплины. Кроме широко распространенных научно-библиографических изданий преподаватель для отбора содержания темы и его обновления может воспользоваться автоматизированной информационно системой или услугами сетей научно-технической информации (в том числе и международных).

В основу структурирования содержания учебного материала следует положить системно-структурный подход к деятельности дидактической системы, основанный на достижении конечных целей обучения, то есть способствующий прочному усвоению тех разделов и тем учебной программы, которые являются наиболее значимыми. Структура этой системы устойчива, так как связи между отдельными ее элементами довольно жестко определены логикой науки и психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми к учебному предмету и технологии обучения в целом.

Структурный анализ учебного материала позволяет выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. Необходимо учитывать и то влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения, по данной дисциплине необходимо выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.

Страницы: 1 2 3 4


Развернутый урок по теме «Основания»
Цели урока: познакомить учащихся с новым классом химических соединений – основаниями, их свойствами (отношение к воде, действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами), практическим использованием оснований в быту и народном хозяйстве; развивать умения работать с химическим оборудованием и реакт ...

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира
Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венге ...

Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация
Педагогическими категориями называют основные педагогические понятия, к которым относится воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение. Одним из основных понятий в педагогической науке является понятие «воспитание». Это понятие можно сформулировать как целенаправленный и организо ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru