Отбор и структурирование содержания учебного материала

Страница 2

Важнейшей педагогической задачей при проведении структурного анализа учебного материала является составление полного перечня самых существенных элементов (тем, вопросов), работа над изучением которых в сумме даст усвоение предмета в целом. Критерием отделения несущественных элементов от существенных является проверка их влияния на качество целого.

Суть процесса структурирования – выявить систему смысловых связей между элементами содержания (знания) крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Таким образом, процесс структурирования отвечает на вопросы: какова должна быть структура содержания (знания) и какова последовательность освоения элементов этого содержания? Применительно к структурированию содержания темы это означает выявление вопросов темы и последовательности их изучения в соответствии с логикой их взаимосвязи.

Для этапа структурирования содержания темы имеют значение практические формы реализации принципов структурирования и их наглядного представления в процессе непосредственной работы преподавателя над содержанием темы. К таким формам наглядного представления содержания и его структуры относятся: матрица связей, граф учебной информации, ее структурно-логическая схема, лист основного содержания учебного материала и другие.

Так, например, матрицы связей в наглядной форме отражают содержательные, смысловые связи между учебными дисциплинами (междисциплинарные связи), между темами (внутрипредметные связи), или между вопросами темы (внутритемные связи).

Любая из матриц строится по одному правилу: на пересечении строк и столбцов отмечается, например, знаком +, или цифрой 1 наличие связи между этими дидактическими единицами (вопросами, темами, дисциплинами).

Если связи содержания не противоречат законам формальной логики, то при правильно построенной последовательности рассматриваемых дидактических единиц матрица будет диагональной и ниже ее диагонали не окажется заполненных клеток. Если этого нет, то корректировкой содержания и изменением последовательности его изучения добиваются правильной логической последовательности изучения материала. Треугольная форма рабочего поля матрицы и отсутствие обозначений наличия связей между вопросами темы ниже главной диагонали матрицы свидетельствует о правильном выборе последовательности прохождения вопросов темы.

Граф учебной информации - это множество элементов содержания, построенных в определенных связях и отношениях. В отличие от матрицы, отражающей логические связи элементов содержания, граф отражает выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала. В нем все вершины (элементы) располагаются на горизонтальных линиях, каждая из которых соответствует выделенному основанию графа. Для построения графа сначала формируется спецификация его оснований, представленных в определенной, в соответствии с принятой преподавателем логикой изложения материала, последовательности, а затем отбираются сами элементы графа. Его основанием, как правило, выступают вопросы темы, а элементами - блоки содержательной информации, изучение которых приводит к раскрытию вопроса темы.

Страницы: 1 2 3 4


Функции учителя при использовании программированного метода обучения иностранным языкам
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания обучения. В структуру содержания компьютерной грамотности входят: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; владение хотя бы одним текстовым р ...

Из опыта работы учителей начальных классов
1) Подчеркнуть (назвать) все орфограммы в слове (только в приставках; в корнях; суффиксах; окончаниях, между частями слова (между словами); 2) выбрать правильное написание букв, раздельных написаний и обозначить условия выбора. 3) вспомнить орфограммы, выбор которых зависит от предшествующего (посл ...

Педагогические организации работы над формированием орфографического навыка письма
Орфография (гр. Orthos – правильный, grapho – пишу) определяет нормы расширенной речи, которые приняты в всяком определенном языке на данном этапе его становления. Правила письма нужны всем языку, так как они обеспечивают точную передачу оглавления речи и верное осознание написанного всеми говорящи ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru