В XIII веке появляются городские школы, трансформированные из ученических: цеховых и гильдейских, а так же из школ счета для низких социальных слоев общества. Руководителем школы был ректор, который нанимал на работу учителей из духовенства и выпускников университетов на определенный срок. В городских школах начинают изучать кроме основных предметов арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки.
В XVI–XV вв. во Франции возникли коллегии – связующее звено между начальным и высшим образованием.
В XI–XII вв. из церковных школ возникают первые университеты: Парижский университет (Сорбонна) (1200), в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Количество университетов быстро возрастало. Университеты учреждались церковной или светской властью. Получив специальные документы – привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами, они приобретали автономию. Студенты освобождались от военной службы.
Главным предметом в университетах было богословие, что определялось большим церковным влиянием. Важной особенностью университетов был демократический, наднациональный характер отношений. В университет принимались люди любых сословий. Многие университеты многократно переезжали с места на место, по причине начавшейся войны и быстро распространявшейся болезни. В некоторых университетах образовывались землячества по национальному признаку, позже они переродились в факультеты или колледжи. Главы факультетов и колледжей были правящей верхушкой университетов, они сообща выбирали ректора, который нередко выбирался из числа студентов на некоторое время. Позже ректора стали назначать государственные или церковные власти. Отношения учеников и преподавателей строились по типу ремесленник – подмастерье. Обучение начиналось с 13–14 леи и продолжалось от 3 до 7 лет. Программа обучения строилась по принципу семи свободных искусств.
Появление университетов постепенно вымещало схоластику, перерождавшуюся в «науку пустых слов». Университеты порождали интеллектуальную деятельность, служили двигателем прогресса науки и техники, культуры и искусства.
Период возрождения XV–XVII вв. характеризуется трехуровневым образованием: начальное обучение, повышенное и высшее образование.
Школы начального обучения были полностью под церковным началом. Среди них наблюдалась конкуренция протестантских и католических школ. Со стороны протестантов Лютер и Кальвин провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке. Существовали отдельные школы для мальчиков и девочек, их действия регламентировались специальными документами. Католики, в свою очередь, создали «Катехизис собора», принятый Тридентским вселенским собором. В этом документе говорилось о повсеместном открытии католических учебных заведений для низших слоев населения и знати. В католических и протестантских начальных школах изучали кроме религиозных основ, чтение, письмо, счет, церковное пение.
Учителя назначались церковью, плату они получали деньгами или натурой от общины. Социальный статус учителя был очень низким, профессионализм его часто не соответствовал обязанностям. Физическое воспитание в начальных школах отсутствовало вовсе. Физические наказания были частыми и жестокими. Изменились методы и средства обучения. Язык учат, начиная со звуков и букв, пишут перьями, появляется школьная доска, счет ведется с использованием арабских цифр. Появляются первые учебники для учеников, менее сложные и объемные по содержанию, чем книги учителей.
Развитие начального образования шло медленно во многом по причине постоянных войн.
Учебные заведения повышенного типа возникали на основе городских и церковных школ. К ним относятся городские школы нового типа (латинские), гимназии, грамматические и публичные школы, колледжи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов. Существенным отличием школ эпохи Возрождения от средневековых учебных заведений была более светская организация и управление. Влияние церкви ограничивалось религиозными основами воспитания. Значительную роль в видоизменении школ повышенного образования сыграли педагоги Реформации. М. Лютер создал в Эйслебене в 1527 г. низшую и высшую латинские школы. Программа таких протестантских школ состояла из «школьного Катехизиса», церковного пения, латинской грамматики и литературы, а так же изучения сочинений древнегреческих авторов. Часто проводились беседы на разные темы, касающиеся повседневной практической деятельности как личной, так и профессиональной. В городских школах практиковали мистерии – театральные представления по классическим текстам греческих и национальных авторов. Это свидетельствует о возрастании роли эстетического образования и культурного уровня учащихся.
Система упражнений при обучении орфографии и элементам
грамматики в III-IV классах
При подготовке к каждому уроку русского учителя начальных классов приходится подбирать упражнения для закрепления и проверки изученного упражнения по русскому языку должны иметь аналитический конструктивный и творческий характер. Упражнение для выполнения в начальных классах можно предложить устные ...
Принципы наглядности на уроках ИЗО
В данной главе автор подвергает анализу наглядные принципы обучения на уроках изобразительного искусства. Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомо ...
Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности
Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает компл ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...