Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры строилось в следующей последовательности: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приема в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; совершенствование технического приема в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигалась благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставились перед учащимися в игре.
В подготовительной части урока игровой направленности решались задачи кроссовой подготовки, а также формировались легкоатлетические умения и навыки. Например, старт группой, передвижение по твердому и скользкому грунту, преодоление препятствий, на местности наступая, перешагивая, прыжком и т.д. Да и пробегания на каждом уроке до 1000 метров на свежем воздухе само по себе давало большой эмоциональный и оздоровительный заряд.
В начале основной части урока все ученики, без исключения, выполняли упражнения с мячами, овладевая техникой новых элементов игры или закрепляя ранее изученный материал. Примерно 50-60 процентов основной части урока отводилось на закрепление и совершенствование пройденного материала в учебной или двусторонней игре при условии освоения основных технических приемов. Все ученики делились на 4 команды. Две команды играли, а остальные в это время выполняли упражнения, направленные на развитие двигательных качеств и формирование умений и навыков, сдавали контрольные нормативы. Причем, если четверть гимнастическая или легкоатлетическая, то и упражнения на уроке физической культуры в этой четверти подбирались аналогичные, а если игровая, то и средства использовались игровые. Например, пока с двумя командами на волейбольной площадке проводилась учебная или двусторонняя игра, остальные учащиеся прыгали в длину с разбега способом согнув ноги или отрабатывали стартовый разгон.
Во время гимнастической четверти использовались средства гимнастики и акробатики. Например, учащиеся, ожидая своей очереди играть, выполняли кувырки вперед слитно или мост из положения стоя.
Из игровых средств использовались как упражнения с мячом, так и без мяча. Были разработаны учебные нормативы по волейболу (таблица 1), позволявшие учащимся самостоятельно контролировать уровень своей игровой подготовленности.
Получалось, что каждый ученик в основной части урока в течение 10-12 минут занимался не только играми, но и упражнениями из других разделов школьной программы, что способствовало формированию гимнастических и легкоатлетических умений и навыков в пределах требований для школьников 6 и 7 классов. Для более полного освоения различных видов программного материала в неигровых четвертях предусмотрены чисто гимнастические или легкоатлетические уроки.
Таблица 1 Учебные нормативы по волейболу для учащихся 6-7 классов (количество раз)
№ п/п |
Нормативы |
Оценка |
6 класс |
7 класс | ||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | |||
1. |
Передача мяча сверху двумя руками над головой (к-во) |
5 4 3 |
30 20 10 |
20 15 10 |
40 30 20 |
30 20 15 |
2. |
Передача мяча сверху двумя руками в парах |
5 4 3 |
25 15 10 |
20 15 10 |
40 30 20 |
30 20 15 |
3. |
Передача мяча снизу двумя руками перед собой |
5 4 3 |
25 15 10 |
20 15 10 |
40 30 20 |
30 20 15 |
4. |
Подача мяча нижняя или верхняя прямая (6 подач) |
5 4 3 |
3 2 1 |
3 2 1 |
4 3 2 |
3 2 1 |
Социальная сущность игры
Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой. По мере совершенствования ...
Учет креативности в педагогической деятельности учителя
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в ...
Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира
у детей старшего дошкольного возраста
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали уч ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...