Современное состояние и проблемы развития юношеских библиотек России

Комплексная педагогика » Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи » Современное состояние и проблемы развития юношеских библиотек России

Страница 1

Специализированные юношеские библиотеки — разновидность универсальных публичных библиотек — появились в РФ в среднем 20-35 лет назад. Лишь отдельные из них имеют более длительную историю. Так, Центральная городская юношеская библиотека им. М. Светлова (Москва) в 2001 г. отметила свое 60-летие [9, с. 174].

В качестве центров, организующих и осуществляющих библиотечное обслуживание юношества, выступают массовые библиотеки для взрослых. В зависимости от количества юных читателей, величины фонда и другого в них организуются юношеские группы, кафедры выдачи, отделения, отделы, абонементы. Как правило, при ЦБ ЦБС создаются юношеские отделы или абонемент, при филиалах ― юношеские группы, кафедры. В условиях ЦБС устанавливаются связи между юношескими структурными подразделениями и другими звеньями библиотечного обслуживания юношества, а также преемственность в работе детских и юношеских структурных подразделений. С конца 60-х гг. в Российской Федерации начали формироваться областные юношеские библиотеки. Отличие их от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной группы (15―21 год). В условиях областной юношеской библиотеки появляется возможность наблюдать юношество как читательскую категорию, углубленно работать с ней с учетом особенностей социально-психологического развития, современных задач воспитания и образования молодого поколения страны, на основе дифференцированных читательских интересов формировать фонд, вырабатывать эффективные формы и методы работы с юными читателями, оказывать квалифицированную методическую помощь библиотекам других ведомств, обслуживающих юношество [12, с. 68].

Состав фонда юношеской библиотеки характеризуется универсальностью и общеобразовательной направленностью с приоритетным комплектованием гуманитарного и научно-популярного характера. Областные юношеские библиотеки выполняют роль научно-методического и координационного центра формирования единого регионального фонда литературы для юношества, организации его рационального использования на основе взаимодействия библиотек разных ведомств. Они разрабатывают и издают методические рекомендации, информационные и библиографические пособия и др. Важное место в их работе занимают выявление, изучение и обобщение передового опыта, наиболее эффективных форм библиотечной работы с юношеством, внедрение их в практику [12, с. 68].

Широкую популярность получила деятельность Российской государственной юношеской библиотеки. Она ведет разнообразную и комплексную работу по обслуживанию читателей, организации системы библиотечно-библиографического обслуживания юношества в РФ, изучению и анализу ее функционирования. Библиотека осуществляет информационную работу по проблемам молодежи, подготовку и издание библиографических пособий для юношества, проводит научные исследования по социологии и психологии чтения юношества, разрабатывает методические рекомендации для сети юношеских библиотек, абонементов, филиалов, кафедр выдачи при библиотеках для взрослых [12, с. 69].

К концу 1980-х — началу 1990-х в структуре сети юношеских библиотек наметились определенные тенденции, сохраняющиеся и в настоящее время. Прежде всего, в России прекратилось создание таких библиотек. Их количество даже уменьшилось. В качестве другой тенденции развития данной сети можно рассматривать факты открытия самостоятельных юношеских библиотек и отделений на базе ЦБС. Структура сети меняется и в результате реорганизации отдельных юношеских библиотек. Здесь, прежде всего, имеется в виду произошедшее кое-где объединение на региональном уровне центральных детских и юношеских библиотек, а также создание на базе какой-либо одной или обеих этих библиотек новых по названию культурно-досуговых учреждений, в основном схожих с библиотеками функционально, но имеющих и отличительные черты [9, с. 175].

Сравнительная малочисленность юношеских библиотек в общей системе библиотек России отнюдь не говорит об их второстепенности. С момента возникновения эти библиотеки взяли на себя специфическую и ответственную функцию — способствовать социализации молодежи, ее более уверенному вхождению во взрослую жизнь.

Страницы: 1 2 3 4


Задачи создания выразительности образов животных
Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не знают, ...

Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игру ...

Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии
Цель современной школы - не только дать ученикам прочные знания, но и помочь им сохранить здоровье в процессе получения этих знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей – это труд воспитателя». Я убеждена, если сами учителя, воспитатели не уяснили суть и содержание понятия здорового о ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru