Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста

Комплексная педагогика » Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста » Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста

Страница 2

Заслуживают внимания идеи и другого русского общественного деятеля и педагога – А.Г. Ободовского, посвятившего себя подготовке наставниц в Санкт-Петербургском воспитательном доме. «Для человека нет высшей цели, кроме нравственности. Всякая человеческая сила, или совершенство, имеет истинное достоинство только под тем условием, что споспешествует или служит оной. Следовательно, высшее правило всякого воспитания состоит в том, чтоб все силы человека развить и образовать так, чтобы он через то совершеннейшим образом мог достигнуть своего конечного назначения, т.е. сделаться существом в полном смысле нравственным».

О значении и содержании нравственного воспитания говорил в своей книге «Мысли о воспитании» детский писатель середины 19 в. А.Ф. Афтоносьев. Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе нравственного воспитания: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному или национальному. Писатель даёт конкретные формы нравственного воспитания, сформулированные в главе «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать предвестником современных программ нравственного воспитания.

Особая роль в разработке форм нравственного воспитания детей младшего возраста принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому.

Основным принципом нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности. «Основания воспитания и цель его, а следовательно и его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому». Понимая, что цивилизация не лучшим образом воздействует на нравственное состояние общества, главный выход из этого положения Ушинский видел в просвещении. Особую роль Ушинский придавал христианской религии, считая её роль ведущей в нравственном воспитании.

Прежде чем рассказать об основанной Л.Н. Толстым Яснополянской школе, необходимо вспомнить принципы, лежавшие в основе педагогической деятельности великого писателя: не сердитесь и будьте в мире со всеми; не забавляйтесь похотью блудной; Не клянитесь никому и ни в чём; не противтесь злу, не судите и не судитесь; не делайте различия между народами и любите чужих так же, как своих.

В Яснополянской школе ученики сами выбирали занятие, учителя, место в классе, имели реальную свободу слова. Их «душевные силы… были в самых выгодных условиях». Толстой изучал личность ребёнка в бесконечном многообразии её проявлений и раскрывал эту личность как в художественных произведениях, так и в книгах для школы, прежде всего в рассказах нравственного содержания для детей.

Таким образом, Ушинский и Толстой не только в теории, но и на практике создали новую гуманистическую педагогику.

В основе педагогической деятельности Сухомлинского лежат иные подходы к воспитанию.

«Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то

ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности».

Таким образом, в условиях единой общегосударственной идеологии Сухомлинский вернулся к устоям гуманистической педагогики и заложил основы личностно ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которое оказалось востребованным только в наши дни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Использование принципа наглядности при изучении различных дисциплин в средней школе
В качестве конкретного примера рассмотрим роль наглядности в профессии его педагога естественнонаучного направления по специализации «Учитель изо и черчения», т.е. концепцию содержания образования будущего педагога по черчению и графике (начальное, основное среднее (полное) общее образование). Цель ...

Компьютерная программа как вид работы учащихся
Очень эффективно использование компьютерного метода обучения для организации самостоятельной работы учащихся Обучение иностранному языку в группе, в которой 10-15 человек, наталкивается на значительные трудности в связи с различием индивидуально-психологических особенностей учащихся. Один и тот же ...

Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада — вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр , так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее р ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru