Третий год обучения в школе является важным в продолжении и совершенствовании орфографической работы. В течение этого года необходимо не только обобщать материал, пройденный за первые два года, но и познакомить учащихся с новыми орфографическими и грамматическими понятиями, сформировать у них определенные программой по русскому языку для начальных классов практические умения и навыки.
В третьем классе, планируя урок (опрос, самостоятельную и т.п) учителю постоянно следует обращаться к типичным недостаткам в знаниях учащихся с целью их скорейшей ликвидации.
Для совершенствования знаний учащихся большое значение имеет работа над типичными ошибками. Учителя ряда школ Махачкалы (38,39, 8 и др.) знакомят детей с правилом переноса слов, объясняют и показывают, как следует действовать, чтобы избежать ошибки на это правило. Постепенно у детей создается «памятка» по исправлению ошибок.
Вот примерная памятка для 3 класса.
1. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого оно зависит. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными членами.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, он разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
2. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так:
На опушке – опушка, сущ., I скл., П.п.;
На полянке - полянка, сущ., I скл., П.п.
3. Правописание безударных падежных прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного, на окончание вопроса и окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Делай так:
к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.
4. Предлог перед местоимением. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на это правило. Например:
У нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
5 Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило. Например: пишешь, решаешь, читаешь.
Запомни! На "конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
6. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так:
Пишет – писать, гл., I спр. (-е, -ут, -ют);
Ставит – ставить, гл., II спр., (-и, -ат, -ят).
Наблюдения подтверждают, если учащиеся вооружены приемами работы с «памяткой», то они самостоятельно работают над исправлением своих ошибок, повторяют забытые ими правила, совершенствуют навыки грамотного письма.
Получив свою тетрадь, ученик с на знаки на полях и выполняет с заданий, сколько знаков (палочек) у учителем (в данном случае - 3).
При выполнении задания ученик вспоминает, на какое правило допущена о находит это правило в, «памятке» и со: образцу и указаниям исправляет ошибку. В тетради запись работы желательно положить так:
В лесу, в (густом) лесу, в (каком?) лесу;
лес, лесной, лесник - в лесу;
соловей, соловей, соловей.
Если ученик допустил ошибку на неизученное правило, то учитель исправленное ошибку, но на поля никакого знака не сит. Ученик лишь зрительно воспринимает исправленное.
Безусловно, вся работа, о которой говорилось выше, принесет положительны результаты лишь в том случае, если учитель будет тщательно к ней готовиться и проводить ее систематически, а также если учащиеся будут вооружены приемами выполнения этой работы как на уроке, так и его (дома или на часах самоподготовки).
Из изложенного материала видно, что постоянно надо работать над ошибками, изучать характер допускаемых ошибок и причины их возникновения.
Учителю нужно систематически вести общий учет ошибок им индивидуальный учет. При этом систематически следует отмечать в специальной тетради орфографические ошибки, давать учащимся подходящие задания, оказывать им дифференцированную помощь для преодоления трудностей в усвоении русской орфографии для данного класса.
В начальных классах закладываются основы грамотного письма. От того, насколько правильно будут сформированы орфографические 1авыки на начальном этапе, зависит дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать программу среднего звена школы.
Учебная, производственная и преддипломная практика
Основной задачей курсовых работ и курсового проектирования является подготовка студентов к выполнению комплекса взаимосвязанных задач: учебных, научных, технических и других объединенных некоторой общей темой. С курсового проектирования и выполнения курсовых работ начинается профессиональное станов ...
Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как
педагогическая проблема
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученическог ...
Математические способности и их структура
Так в чем же заключаются математические способности? Или они есть ни что иное, как качественная специализация общих психических процессов и свойств личности, то есть общие интеллектуальные способности, развитые применительно к математической деятельности? Является ли математическая способность унит ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...