При работе над темой «Непроизносимые согласные» рекомендуется уделять особое внимание так называемым «ложным сочетаниям», в которых при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается.
В методической литературе выделяются следующие основные этапы работы над темой: наблюдения над словами, в которых есть непроизносимые согласные; выделение сочетаний, в которых они бывают; составление правила проверки; составление алгоритма проверки непроизносимых согласных; введение случаев «ложных сочетаний»; тренировка-проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом; поиск орфограмм в тексте; составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой (Львов. 1990, 113).
Предлоги и приставки. В III классе основной задачей при работе над темой является нахождение различных омонимичных предлогов и приставок, обосновать их различие, сформулировать правило, построить алгоритм различения послелогов и приставок, научиться пользоваться правилом и алгоритмом.
Предлоги (под термином «маленькие слова»): «в, во, за, на, над, под, про, с, о, об, от» и др. - известны учащимся в I и II классах. В III классе дети наблюдают предлоги в тексте, убеждаются в том, что они относятся к существительным, от предлога к существительному можно поставить вопрос.
Следующим этапом работы над темой является составление предложений, включая в них имена существительные (встретился с .), выявление слов, связанных между собой при помощи предлога (встретился с кем?) сравнение предлогов и приставок (определение функции приставки; что называется приставкой).
Учащимся сообщается также особый признак предлога: предлоги никогда не могут стоять перед глаголами. На протяжении всего учебного года проводятся упражнения на различение предлогов/приставок.
Разделительный твердый знак. Со словами с Ъ дети познакомились во II классе при изучении темы «Разделительный Ь». В Ш классе основными этапами работы над темой являются: наблюдение написанных слов с Ъ и без него (Машина остановилась у подъезда. Машина пересекла переезд) образование новых слов с помощью приставок, которые оканчиваются на согласный («с+ездить - съездить»), сообщение правила («Разделительный твердый знак Ъ пишется после приставок, которое оканчивается на согласный, перед гласными буквами е, у, я»). Трудность изучения темы и усвоения правила состоит в том, чтобы учащиеся не спутали: а) ь и ъ – «вьюга», но «въехал»; для учащихся ориентир - приставка. Ъ пишется только после приставок; б) случаи, когда звук [j] слышится, приставка налицо, но в приставке нет согласного на конце: «выезд», но «съезд».
Слов с ъ немного, они встречаются в текстах редко, на протяжении учебного года необходимо слова на это правило включать в упражнения, в словарные диктанты.
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Данная орфографическая тема входит в раздел «Части речи». При работе над темой следует сообщить учащимся смысл различительной функции Ь мужского или женского рода имен существительных.
Первый этап работы - тренировка детей в слышании шипящего звука на конце слов, отыскивание их в читаемом тексте.
Второй этап - сообщение правила, наблюдение напечатанных слов - существительных.
Третий этап - словообразовательная работа («нахождение спрятанных слов»: чижик - чиж; образование слов по их значению: человек, который сохраняет ценности, имущество – сторож», составление словариков однокоренных слов: ночь - ночной, полночь, ночка, ночевать).
Упражнения, куда включаются слова с орфограммами данного типа, проводятся на протяжении всего учебного года, а также пишутся диктанты, изложения и сочинения. Не с глаголами. В соответствии с программой школьники еще с I-III классов имеют опыт раздельного написания слов, в частности предлогов. «Не» отличается от предлогов тем, что невозможно от частицы поставить вопрос. Первая ступень работы над темой - выражение отрицательного смысла в речи школьников, составлением различных предложений. Вторая ступень работы - сообщение правила о раздельном написании «не» с глаголами, обращая внимание на отрицательное значение «не». Третья ступень - составление учащимися алгоритма проверки написания «не» с глаголами. «Не» с глаголами» очень удобна для соединения орфографической работы с развитием речи учащимися - с составлением предложений и текстов.
Причины утраты родительского попечения
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., ...
Система упражнений при обучении орфографии и элементам
грамматики в III-IV классах
При подготовке к каждому уроку русского учителя начальных классов приходится подбирать упражнения для закрепления и проверки изученного упражнения по русскому языку должны иметь аналитический конструктивный и творческий характер. Упражнение для выполнения в начальных классах можно предложить устные ...
Современные проблемы высшего образования
В течение длительного времени число выпускников вузов в мире составляло лишь небольшую часть каждой возрастной группы. Эти специалисты были ориентированы на ограниченное количество областей деятельности и не испытывали практически никаких трудностей в поиске работы, обеспечивающей им высокий по сра ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...