Обучение во вспомогательной школе является процессом совместной деятельности учителя и ученика, направленным на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками. Деятельность учителя принято называть термином преподавание, что означает передачу знаний, а также термином обучение, который указывает на более широкие функции учителя, состоящие не только в передаче знаний, умении и навыков, но и в привитии учащимся умений самостоятельного приобретения знаний путем организаций и руководства их познавательной деятельностью. Деятельность учащихся обозначают термином учение, которое состоит в овладении знаниями, умениями и навыками.
Обучение и учение тесно связаны между собой и находятся в органическом взаимодействии. Причем учение является Основой учебного процесса и составляет его главную сущность. Оно играет роль решающего фактора на пути ученика от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и точному.
В процессе овладения знаниями, умениями и навыками происходит формирование познавательных психических процессов умственно отсталого школьника (развивается наблюдательность, память, мышление и воображение), а также его эмоциональных и волевых качеств (взвивается интерес к познанию, вырабатываются настойчивость, работоспособность, аккуратность и т. д.).
В процессе обучения происходит и воспитание личности, формируется действенное отношение к явлениям действительности: воспитывается стремление бороться с отрицательными сторонами жизни и принимать активное участие в общественно полезном труде.
Таким образом, обучение и воспитание учащихся сливаются в единый учебный процесс. Обучая, учитель не только передает знания учащимся, но одновременно и воспитывает у него то или иное отношение к природе, обществу и самому себе. В то же время и обучение, и воспитание всегда направлены на развитие личности. Эффект обучения и воспитания (умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического) в этом отношении выражается не только в специфических видах деятельности школьника, но и вне их и проявляется в самостоятельном решении жизненных задач.
Эффективность работы учителя измеряется эффективностью процесса учения каждого отдельного ученика и всех учащихся в целом. Задача учителя - найти стимулы для интенсивной работы учащихся, воспитать у них любознательность, интерес к своему учебному предмету, умение самостоятельно расширять свои знания и продуктивно пользоваться знаниями, умениями и навыками. Причем задача учителя не только в том, чтобы научить учащихся математике, русскому языку, истории и т. д., но и в том, чтобы научить их самостоятельно учиться. Вначале самообучение выражается лишь в подготовке домашних заданий по методу, указанному учителем. Затем наряду с учебниками учащийся начинает читать дополнительную литературу, сначала под контролем учителя, а потом уже исходя из внутренней потребности узнать больше «по тем вопросам, которые его интересуют.
Таким образом, во-первых, взаимодействие учителя и учащегося при ведущей и организующей роли учителя направлено не только на углубление и систематизацию знаний, но и на максимальное развитие самостоятельной деятельности учащихся; во-вторых, процесс обучения - основной путь активной коррекции личности ученика вспомогательной школы.
Методические рекомендации
Внеклассная работа зависит от индивидуальных интересов учителя. Математическая и общепедагогическая квалификация организатора внеклассной работы также не может не оказывать влияния на ее качество и научно-методический уровень. Большое значение имеют и личные вкусы учителя. Кроме того, материал для ...
Рекомендации для учителей
по учёту креативности школьников
Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных школьников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. С одной стороны, сложностью является адаптация ребенка к школьной среде, которая по своей природе кардинально отлича ...
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Организация воспитательного процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов. Форма воспитания - это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач. В настоящее время осн ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...