Принцип индивидуализации в обучении.
Классно-урочная форма организации учебных занятий предполагает совместную, коллективную учебную деятельность учащихся на уроке.
Групповые формы занятий по усвоению учебного материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей. Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли, чувств и других свойств контингента учащихся класса, чтобы объяснить новый учебный материал и быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание урока.
Однако каждый ученик имеет, кроме общих, и индивидуальные свойства. Он мыслит, действует, переживает в соответствии со своими личными особенностями ума, характера, темперамента. Психофизические причины аномального развития еще больше углубляют индивидуальные особенности личности школьника. Вот почему индивидуализация обучения в коррекционной школе приобретает особую важность. В олигофренопедагогике принцип индивидуализации обучения реализуется в двух направлениях.
Во-первых, осуществляется дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости от социально-экономических, географических, исторических, этнических и других условий региона. Такой подход позволяет лучше использовать индивидуальные особенности и возможности учащихся и адекватно использовать их профессионально-трудовую подготовку в промышленности или сельском хозяйстве.
Во-вторых, производится разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя, слабая. Учителю необходимо при подготовке к занятиям подбирать материал для практической работы учащихся, ориентируясь на существующую градацию.
Принцип сознательности и активности. Сущность принципа сознательности и активности заключается в том, чтобы в процессе обучения дать учащимся такие знания, умения и навыки, которые стали бы реальным содержанием личности и направляли их жизнь к решению общественно значимых задач.
Можно тогда говорить о сознательном усвоении материала учеником, когда в его сознании создана четкая картина мира на основе сформированных представлений и понятий, когда им осознана закономерная связь явлений действительности. При этом ученик должен свои знания облечь в правильную четкую словесную форму. В сознательно усвоенных знаниях всегда проявляется правильное взаимодействие сигнальных систем человека.
Формирование таких знаний у учащихся не может осуществляться без активной мыслительной деятельности. Такая деятельность создает условия для развития ребёнка, а само развитие рождает интерес к познанию, стремление узнать больше, использовать знания, умения и навыки в практической трудовой деятельности.
Сознательность в обучении обеспечивается тем, что достоверные и научные знания даются в определённой системе и последовательности, что они прочно усваиваются ребёнком при помощи наглядных средств обучения и доступности учебного материала. В то же время только сознательно усваиваемые знания могут прочно закрепиться в памяти человека, служить фундаментом его мировоззрения.
Уровень осознанности знаний учеником различен на разных годах обучения. Это значит, что, добиваясь сознательности в усвоении знаний, учитель должен исходить из возрастных и типологических особенностей детей.
Однако вследствие ограниченных возможностей развития мышления ученика вспомогательной школы даже в старших её классах не достигается тот уровень сознательности, который может быть достигнут у детей с нормальным интеллектом.
Это ни в коем случае не снимает вопрос о сознательности обучения во вспомогательной школе, а только требует от учителя учёта своеобразия реализации этого принципа в работе с умственно отсталыми детьми.
Из всего сказанного видно, что сознательность в обучении является необходимым условием вспомогательного обучения и коррекции личности умственно отсталого ребёнка.
Реализация названных дидактических принципов будет способствовать всестороннему развитию личности, что будет свидетельствовать об осуществлении и принципа развивающего обучения. Кроме того, обучение должно быть воспитывающим - в этом находит свое проявление и принцип воспитывающего обучения. Говоря о дидактических принципах специальной (коррекционной) школы YLJJ вида, необходимо отметить практическую и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса.
Таковы основные принципы обучения и особенности их реализации во вспомогательной школе. Все они тесно связаны между собой и составляют единую систему, которая и является руководством в работе олигофренопедагога.
Особенности устной речи
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы м ...
Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности
дошкольников
Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой. ...
Возраст от 12-15 лет. Умственные занятия Эмиля
Возраст от 12 15 лет Руссо считает возрастом обучения. У ребенка в это время много сил, и немного потребностей: этим неповторяемым соотношением и излишком сил и следует воспользоваться для занятий Но так как "наилучшее время для обучения" кратко, то надо знать, чем следует заниматься с ре ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...