Проблема отношений в учебном процессе

Страница 2

Учитывая уже проделанную в педагогической и психологической науках теоретическую работу, можно построить такую классификацию управляющих воздействий на межличностные отношения, в которой нашел бы свое место интересующий нас фактор, — стиль отношения педагога к детскому коллективу. При этом сразу надо отметить одно важное обстоятельство: стиль отношения рассматривается нами одновременно как субъект и объект управления.

Прежде всего, с нашей точки зрения, педагогические (управляющие) воздействия можно подразделить на две большие группы: осознаваемые (преднамеренные) и неосознаваемые (непреднамеренные).

Под осознаваемыми воздействиями понимаются такие вербальные и невербальные действия педагога, которые он строит' и воспринимает именно как меры воспитательного воздействия, прямо

или косвенно направленные на воспитание у школьников гуманных чувств и интереса к учению. Рассмотрим один из приемов воспитательного воздействия из практики молодой учительницы.

Регулирование психической активности учащихся, умение гибко варьировать приемы и методы воспитательного воздействия, создание мощной мотивации учения — важный фактор повышения интереса к учению.

Чтобы приемы и методы дидактического и воспитательного воздействия были эффективны, учитель «должен провести предварительную ориентировку, потом, опираясь на собранную информацию, правильно спланировать и осуществить само общение. Эта ориентировка очень многообразна. Сюда входят функции и цели общения: зачем мне общаться, чего я должен добиваться? Сюда входят (если речь идет о предметно-ориентировочном групповом общении, а именно так обстоит дело на уроке): состав группы, его объем, знание о формальных и неформальных взаимоотношениях в ней, о психологических, прежде всего личностных особенностях ее членов, влияющих на эффективность совместной деятельности. Сюда относится и знание социальных ролей, и моделирование личности конкретного собеседника, позволяющее нащупывать наиболее прямой путь к нему не методом «проб и ошибок», а сразу «попадать в десятку», а также ориентировка в пространственных и временных условиях, общение и многое другое».

Под неосознаваемыми (непреднамеренными) воздействиями понимаются такие акты поведения педагога, которые он не осознает как меры воздействия на взаимоотношения учащихся. Эти воздействия также могут быть прямыми и косвенными, вербальными и невербальными. В качестве примера неосознаваемого воздействия можно привести такую довольно распространенную ситуацию: учитель постоянно хвалит одних и тех же учеников, всегда призывает брать с них пример. Это, помимо желания педагога, может привести к изоляции ребенка в системе личных отношений.

Говоря о неосознаваемых педагогических воздействиях, следует иметь в виду, что они могут быть подлинно неосознанными и неосознаваемыми лишь в качестве воздействий особого рода. В принципе педагог осознает свои слова и поступки, но не отдает себе отчета в их регулирующих последствиях. Подлинно неосознаваемые воздействия вообще не осознаются педагогом. Это непроизвольные невербальные, мимические и пантомимические действия, которые отражают отношения педагога к ребенку и воспринимаются его сверстниками. Сюда же можно отнести и интонационную окраску вербальных обращений педагога к детям.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что подлинный стиль отношения педагога к детскому коллективу, в котором особенно ярко проявляется именно эмоциональное отношение, нередко обнаруживает себя именно в таких педагогических воздействиях, которыми сам педагог не управляет.

Необходимость педагогического управления отношениями, формирующимися в ученических коллективах, вызвана тем, что характер этих взаимоотношений является определяющим в нравственном и интеллектуальном развитии детей. От того, как организуется их деятельность, чем мотивируется, какие рождает взаимоотношения между ребенком и окружающими, в значительной степени зависит успех всей учебной работы по нравственному формированию личности школьника, воспитанию интереса к учению определенной стадии развития достигает уровня коллектива. Каждая группа имеет своеобразный психологический облик, который складывается из ее структурно-динамических характеристик и ценностных ориентации, принятых данной группой (общественное мнение, идейно-политическая и нравственная направленность, нравственные эталоны и т. д.). Внутри класса имеются и более мелкие подразделения, которые могут носить формальный, официальный (звездочки, звенья) и неформальный, неофициальный (группировки) характер. Таким образом, ученик даже внутри своего класса одновременно является членом нескольких социально-психологических общностей, в каждой из которых он может иметь своеобразный статусно-ролевой ранг. Регулирующее воздействие учителя может быть направлено на детский коллектив в целом, на микроколлектив и на отдельного ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Опытно – поисковая работа по проблеме использования нестандартных уроков на практических занятиях по профессии «Парикмахер»
Опытно-поисковая работа по проблеме: нестандартные уроки. Эксперимент осуществляется на базе «Уральского колледжа бизнеса и технологии красоты». Описание базы: на базе колледжа «Уральского колледжа бизнеса управления и технологии красоты» существует 2 лаборатории, для проведения уроков профессионал ...

Задачи и принципы нравственного воспитания
Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой р ...

Критерии отбора и построения содержания образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования
Модель специалиста, построенная на основе общегражданских, общепрофесиональных и должностных качеств, как первый критерий позволит относительно квалифицированно отбирать содержание знаний в систему профессионального образования. Вторым критерием могут стать базовые знания, навыки и умения. В сочета ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru