Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:
Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
Модуль 2. Обобщённое описание (модель) системы работы педагога
”Я слышу – и забываю,
я вижу – и запоминаю,
я делаю – и понимаю”.
По С.Д. Полякову «компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях.
Эти умения можно формировать через деятельностный подход (это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно), но можно формировать умения не развёртывая всю цепочку деятельности – это можно, но эффективность меньше, потому что в этом случае ученик меньше понимает, чему он научился». Исходя из этого, предлагается следующая логика педагогической деятельности учителя:
Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя:
Компетентностный подход
в образовательной деятельности
направлен на формирование
компетенций учащихся.
Формирование компетенций
реализуется через организацию
деятельности учащихся.
(Деятельностный подход)
Деятельность учащихся
наиболее эффективна,
если есть интерес (мотивация) у детей.
Интерес у детей можно вызвать
через проблемную ситуацию.
Решение проблемных ситуаций
Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства, на бол ...
Формирование нравственных
ценностей молодежи в детских и
юношеских библиотеках
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139]. Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-п ...
Рекомендации по совершенствованию воспитательной
системы МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского района
Курганской области»
В бурных дебатах о судьбах российского образования, обсуждая всевозможные концепции и программы, мы подчас забываем о том, что две трети российских школ (точнее - 69,8%) расположены в сельской местности. Впрочем, пожалуй, не то что забываем (такое не забудешь!), а как-то мало акцентируем внимание н ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...