Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.
Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.
На занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.
Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.
Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы.
Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее язык и передавать в музыкально двигательных импровизациях свое настроение.
Педагогический процесс организованный таким образом совмещает все аспекты личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.
В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии воспитатель продумывает беседу так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связи и факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.
Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, влияющее на состояние природы[41;16].
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Мысленный эксперимент в концепции В.С. Библера
Анализ понятия мысленный эксперимент содержится в книге В.С. Библера «Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога)» [4], а также – в его статье «Творческое мышление как предмет логики (Проблемы и перспективы)» [5]. Автор выступил против стандартного подхода к логическому мышлению ...
Воспитание правильных взглядов на человеческие
страсти и заблуждения. Уроки истории и басен
Но для нравственного воспитания мало одного возбуждения добрых чувств соответствующими живыми впечатлениями. Юноше волей-неволей придется столкнуться и с отрицательными сторонами чёловеческой жизни, и с человеческими недостатками. Надо, чтобы он правильно мог взглянуть и судить о них. Руссо не своб ...
Педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс
Педагогическая деятельность представляет собой организованный, целенаправленный, координированный процесс, направленный на воспитание, обучение и образование человеческой личности. Результатом педагогической деятельности является гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...