Цель формирующего этапа эксперимента - выявить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование бережного отношения к природе на природоведческих экскурсиях.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс природоведческих экскурсий по повышению уровня бережного отношения к природе у старших дошкольников.
2) апробировать разработанный мной комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
В ходе эксперимента были проведены три экскурсии. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игровые ситуации, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Экскурсия №1. Тема «Путешествие на луг».
В ходе экскурсии особое внимание уделялось редким и уязвимым растениям – медуница, мать-и-мачеха, а так же другим растениям. Дети находили их на лугу, называли их, выделяли их основные характеристики, например:
Педагог. Какой цветок тоже похож на одуванчик? Это мать-и-мачеха. А теперь найдите мать-и-мачеху. Это тоже лекарственное растение. Листья крупные, круглые. Приложите к щечке лист гладкой стороной. Что вы почувствуете?
Дети. Прохладу.
Педагог. А теперь приложите шероховатой стороной. А что вы почувствовали сейчас?
Дети. Тепло.
Педагог. Почему растение так названо? Как вы думаете?
Дети. Мать - теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха - холодная, гладкая его сторона.
Педагог. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля.
Воспитатель акцентировал внимание детей на том, что такие растения легко повредить, сломать, что нужно с ними бережно обращаться, иначе они могут погибнуть, и тогда их не останется совсем. Большое значение придавалось характерным особенностям растений, например:
Педагог. Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он. Одуванчик - лекарственное растение. Листья одуванчика собраны в розетку и растут все лето. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве. А чуть позже зажигаются в траве желтые «фонарики».
Для более успешного закрепления характеристик того или иного растения и понятия «луг» широко использовалось художественное слово, например: Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал.
В ходе экскурсии реализовывались простейшие природоохранные мероприятия – не ломались и не рвались растения без необходимой того причины, не вытаптывалась трава, дети не трогали и не обижали насекомых. Воспитатель обращал на это внимание детей, подчеркивая ценность и значимость насекомых и растений.
Так же внимание детей привлекалось к антропогенным нарушениям в экосистеме. Педагог формировал у детей представления о том, что луг – это сообщество травянистых растений, и что любое вмешательство из вне может повредить рост растений, жизнь и развитие насекомых. Поэтому очень важное значение придавалось наличию мусора и других посторонних на лугу предметов, например:
Педагог. Дети, посмотрите еще раз внимательно на наш луг. Кое-где лежат пакеты, мусор. Разве можно это оставлять здесь?
Дети. Нет.
Педагог. Нужно убирать весь тот мусор, который мы с собой приносим. Тогда луга будут чистые, и это не будет мешать росту растений.
Экскурсия была спланирована таким образом, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный фон при взаимодействии с природой. Дети получали положительные эмоции, радовались солнышку, прислушивались к звукам природы. Например, на экскурсии дети протягивали ладошки к солнышку, закрывали глаза, ощущали тепло первого солнца, радовались ему.
Свои впечатления от экскурсии на луг дети выразили в коллективном рисовании «Волшебный ковер из луговых цветов».
Экскурсия №2. Тема «В гостях у лесных жителей».
Вторая экскурсия была проведена в лесу. Здесь тоже уделялось внимание уязвимым растениям – ландыш, хохлатка, медуница и др. Воспитатель вместе с детьми находила растения среди деревьев, подчеркивала их ценность, необходимость охраны этих цветов. Педагог уделял внимание насекомым и птицам. Жуки и муравьи, бабочки и комары – дети находили их в лесу, педагог объяснял значение насекомых для леса, например:
Характеристика деятельности МДОУ детский сад №11 по
организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 "Радуга" является учреждением комбинированного вида 2-й категории. Учредителем МДОУ детский сад №11 является администрация муниципального образования - город Сасово. Первоначально было рассчитан на пребывание 240 детей, т ...
Элективные курсы как способы организации профильного обучения
Рассмотренные принципы профильной дифференциации содержания образования могут быть реализованы на практике по-разному, с помощью различных средств, этому свидетельствует возникновение в последние годы, наряду с традиционными школами с углубленным изучением отдельных предметов, таких образовательных ...
Организация и описание методов исследования внимания у детей с задержкой
психического развития
Для обследования развития внимания у детей с задержкой психического развития по приведенным ниже методикам, было выбрано 5 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу. Список детей Возраст Заключение ПМПК Данил А. 04.07.02. ЗПР Ралина А. 04.07.02. ЗПР Саша З. 12.09.02 ЗПР Оксана ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...