Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Конструирование в процессе обучения – средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей учащихся.
Само слово конструирование (от лат. construo – строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных, по средством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.
И цель нашего исследования состоит в изучении специфики обучения и своеобразия проявления конструктивных умений и навыков детей дошкольного возраста.
Объект исследования: игры детей со строительным материалом.
Предметом исследования, выступают конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста.
Задачами исследования являются:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников.
Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.
Проанализировать влияние конструктивного творчества на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).
Раскрыть методику развития компонентов строительных игр старших дошкольников с определенным видом материала.
Определить степень модернизации содержания строительных игр в дошкольном учреждении, на основе знаний и умений дошкольников.
Выяснить значимость использования современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков.
Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с основами архитектуры и сопоставить степень успешности проведения занятий по конструированию.
Для успешного решения поставленных задач в работе целесообразно использовать следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
цитирование педагогов занимающихся этой проблемой;
целенаправленное наблюдение за техническими умениями и навыками детей;
аннотирование программной литературы;
проведение педагогического эксперимента по усовершенствованию знаний, умений и навыков дошкольников;
математическая обработка и сортировка полученных при исследовании данных.
Адаптивная модель обучения
Такая модель дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позво ...
Описание программы опытно - экпериментального исследования и хода
констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальное исследование проводилась в 3-А классе МОУСОШ №1 г. Зубцова. В классе 8 детей, 5 мальчиков и 3 девочки. На основе выдвинутой гипотезы о том, что применение учителем начальной школы комплекса развивающих, интеллектуальных, подвижных, ролевых игр в учебно-воспитательном процес ...
Общение в системе «отцы – дети»
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существу ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...