Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией

Комплексная педагогика » Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста » Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией

Страница 4

Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по аппликации.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится твор­ческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таин­ством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла за­весу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Вы­готский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направлен­ная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художе­ственное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объек­тивный характер, поскольку создается то, чего раньше не су­ществовало. Сам же процесс создания имеет субъективную ок­раску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучает­ся, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, лите­ратурное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одарен­ности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расши­рения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловлива­ется его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обес­печение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бе­режное отношение к процессу и результату детской деятельно­сти, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до са­мостоятельной постановки, удержания и выполнения темы явля­ется одной из важных задач обучения.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие внимания в онтогенезе
С момента рождения у человека развивается два основных вида внимания: непроизвольное, направляемое внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов голо ...

Природа как средство эстетического воспитания младших школьников
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный ...

Виды и формы контроля
Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены об ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru