Всего в классе 27 человек. Работу выполняли 26 человек. Результаты выполнения работы представлены в таблице.
Таблица 8.
№ Приступили к выполнению задания Выполнили полностью Указали не все способы проверки Выполнили неверно123456
Анализ результатов опытной проверки:
1. Обучая учащихся математическим действиям и операциям, изучая решение задач, разбирая доказательства теорем, мы должны научить их и способам проверки, контроля решения.
2. Чрезмерное увлечение проверкой может сократить число решённых упражнений, т.е. следует соблюдать чувство меры.
Одно и то же упражнение целесообразно в одном случае решить без проверки ответа, в другом случае - с полной проверкой.
Всё зависит от того, когда решается упражнение (в начале изучения темы или в конце), о каком классе идёт речь (в младшем классе или в старшем), какова цель урока и т.д.
3. Исчерпывающее решение упражнения и задачи (т.е. наличие проверки) должно быть обязательным при выполнении контрольных работ ( разумеется, речь идёт о тех упражнениях, где проверка целесообразна).
4. Развитие логического мышления у учащихся старших классов позволяет несколько уменьшить удельный вес упражнений по проверке решения в общем балансе математических упражнений. Тем не менее проверка решения как методический приём характерна своей общностью, преемственностью, богатыми возможностями в смысле развития логического мышления, развития критического подхода к результатам логических построений, воспитания постоянного чувства самоконтроля.
5. Кроме проверки готовых упражнений из задачников, развитию навыков самоконтроля содействует внедрение в школьную практику упражнений, структурно обратных данным в задачнике. Составление самими учащимися упражнений имеет с психологической точки зрения ту особенность, что учащиеся к решению собственных задач относятся с большей ответственностью, поэтому такие задачи решаются обязательно с контролем результатов тем или иным способом.
6. У учащихся в результате проведения указанных упражнений существенно уменьшается количество ошибок из-за сформированности умений проводить самопроверку при различных видах заданий на уроках и в домашней работе.
В процессе написания работы была изучена психолого - педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены основные понятия (контроль, его виды, функции и т.п., самооценка ученика, самоконтроль, его значение, сущность и структура и т.д.) При этом основное внимание уделено как раскрытию основных понятий, так и их функций в обучении математике. Были выявлены причины несформированности у учащихся навыков самоконтроля, самопроверки, рассмотрены некоторые приёмы самопроверки при решении примеров и задач по курсу алгебры в 7 классе средней школы.
Были изучены различные особенности самоконтроля подростков в учебной деятельности, предложены пути воспитания и развития умений и навыков самоконтроля учеников при выполнении любого вида работы.
Самоконтроль у подростков развит больше, чем у младших школьников. Это объясняется как ростом уровня знаний и умений по изучаемым предметам, так и повышением у них самосознания, критичности к себе и другим людям, самооценки. Однако эти качества у подростков только начинают развиваться и больше касаются их отношений к другим людям, чем к себе. Поэтому приёмами самоконтроля и привычкой к регулярному его выполнению они владеют ещё недостаточно. У подростков больше развит взаимоконтроль, проводимый по требованию учителя, чем самоконтроль. Основными причинами этих недостатков являются: крайняя слабость специального обучения школьников самоконтролю, неумение педагогов проводить его и недостаточная разработанность методики и условий такого обучения с учётом возрастных особенностей учащихся.
В начальный период обучения школьников приёмам выполнения новых видов учебных заданий лучшие результаты в формировании самоконтроля получаются в том случае, если он выделяется в самостоятельное звено учебного процесса. При этом действия по самоконтролю осуществляются после завершения работы, а инструктирование учащихся проводится перед самой проверкой уже выполненного задания. По мере овладения приёмами работы инструктаж по самоконтролю соединяется с вводным инструктажем, а контрольные действия охватывают все этапы её выполнения.
Важным средством формирования у школьников самоконтроля является решение взаимно обратных задач, когда правильность прямой задачи проверяется решением задачи обратной и наоборот. Обучение учащихся решению тех и других задач должно вестись одновременно. При этом для каждой прямой задачи составляется несколько обратных. Использование этого метода расширяет возможности в проведении упражнений по математике и по самоконтролю без увеличения на это времени. В процессе решения взаимно обратных задач школьники получают хорошую практику в проведении всестороннего анализа изображений, что способствует развитию у них пространственного воображения, мышления и формирования навыков самоконтроля. В результате этого они осмысленней, быстрее и лучше выполняют чертежи и меньше допускают в них ошибок.
Воспитание правильных взглядов на человеческие
страсти и заблуждения. Уроки истории и басен
Но для нравственного воспитания мало одного возбуждения добрых чувств соответствующими живыми впечатлениями. Юноше волей-неволей придется столкнуться и с отрицательными сторонами чёловеческой жизни, и с человеческими недостатками. Надо, чтобы он правильно мог взглянуть и судить о них. Руссо не своб ...
Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект
воспитания. Критерии воспитанности личности ученика
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничест ...
Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети
Интернет
Кто же на самом деле открыл "теорему невесты", которая известна большинству как теорема Пифагора? Этим интересным исследованием можно заняться с учащимися 6 класса, что и было сделано в одной из российских школ. Ученики прочитали, что на Пифагора как на математика при жизни почти никто не ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...