Организация и методика выполнения проектов в начальной школе

Страница 1

проект образовательный школьник

В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных форм организации учебного процесса и метода учебных проектов наиболее адекватно для решения современных образовательных задач.

Учителю, желающему применять метод проектов, необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учитель также должен быть готов поменять собственный стиль поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. При проектировании взаимоотношения «учитель-ученик» могут быть продуктивными, только если они имеют характер сотрудничества, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. В противном случае самостоятельность ученика и его самоуправление действиями невелики. У учащегося возникает ощущение того, что эти действия он выполняет за кого-то, что они на мотивированы его желанием, а значит и присвоения результата, в виде освоенного действия, нет. Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их интеллектуальные и творческие способности. Таким образом, функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов заключаются в следующем:

- консультирование, помощь в подборе проектов;

- наблюдение за ходом работы учащихся;

- оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;

- поддержание рабочей обстановки в классе;

- нормирование труда школьников;

- анализ и обобщение работы отдельных учащихся;

- оценка проектной деятельности на каждом этапе.

Предлагая младшим школьникам выполнить проект, учитель должен быть уверен в их готовности к полноценному выполнению работы. Содержание этой подготовки определяется конкретным содержанием каждого задания, но в любом случае в него включаются, по меньшей мере, два компонента: 1) знания о проектируемом объекте; 2) практические умения, необходимые для выполнения проекта. Запас полученных ранее знаний и опыта — необходимая база для воображения (которое, в свою очередь, является важнейшим процессом в структуре проектной деятельности). Если запас знаний и впечатлений недостаточен, он будет плохой основой для выдвижения вариативных гипотез. Следовательно, важнейшей частью подготовки школьников к проектной деятельности является обогащение (расширение и детализация) их знаний и представлений о предметах окружающего мира. [13]

Тем не менее, это требование вовсе не означает, что проектирование должно быть отодвинуто на более поздние периоды обучения, когда у детей накопится большая сумма знаний и выработаются сложные практические умения, а до того они должны работать исключительно по образцу. Дело в том, что содержание и технология выполнения проекта могут усложняться постепенно, по мере накопления учениками опыта. Первые проекты школьников зачастую сравнительно просты и опираются на те знания и умения, которые уже сформированы у детей.

Достаточные опорные знания и умения, необходимые для проектирования могут быть сформированы уже в І - ІІ классах. Кроме того, накопление необходимого опыта в реальном учебном процессе идет фактически постоянно, а потому целесообразно как можно раньше соединять его с доступными проектными задачами. Их систематическое включение в учебный процесс целесообразнее всего проводить именно через уроки. Однако в этом случае следует еще раз пересмотреть значимость и содержание отдельных структурных компонентов урока. Начальные этапы урока, предшествующие выполнению практической работы, становятся более значимыми: именно на них происходит актуализация необходимых знаний, расширение, обобщение и систематизация накопленного опыта. [13]

Страницы: 1 2 3 4 5


Безопасность труда
Безопасность труда — система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Безопасность труда в учебном заведении должна бы ...

Самовоспитание учащихся и факторы, влияющие на него
Успешное решение любых педагогических задач связано со стремлением самого человека достичь в этой области намеченных целей. Ученик не только объект, но и субъект воспитания, проявляющий активное участие в учебно-познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В задачи педагогов вх ...

Преждевременность и бесполезность до 12-ти лет нравственного наставления
Как и ученье, в эту пору преждевременно и бесполезно также нравствённое наставление. По недостатку разума, ребенок не способен еще вникнуть в человеческие отношения, чтобы понять определяющие их нормы или нравственные правила. Бесплодно рассуждать с детьми о нравственных обязанностях: они не могут ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru