Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень):
Это закрепление умения детей называть;
- имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша).
- односложные слова (суп, сок, нос, лоб).
- двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо).
- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон).
Обучение детей первоначальным навыкам словообразования:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот – ротик, лоб – лобик, рука – ручка, нога – ножка);
Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.
Для развития понимания речи используются наглядные ситуации игровых и режимных моментов, т.е. прогулка, подготовка к тихому часу, где наглядным примером является: одежда ребенка, постельные принадлежности, игрушки, бытовые предметы и т.д. Используя слова «дай», «покажи», «принеси», взрослый обучает ребенка названиям предметов, окружающих ребенка.
Особенностью логопедической работы в группе являлось то, что логопедические и воспитательские занятия проводились на основе совместного планирования и обсуждения, что давало возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности.
Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществлялась в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменял друг друга.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Воспитатель активно участвовал в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе являлось то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель присутствовал на подгрупповых занятиях логопеда, делал записи; отдельные элементы логопедического занятия он включал в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу по закреплению произносимых навыков.
Примеры игр направленных на обогащение предметного словаря:
Игра «Чудесный мешочек»
Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.
Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.
Упражнение « Покажи и расскажи»
Цели: Расширить и активизировать словарь ребенка по теме «Животные».
Содержание. Взрослый предлагал малышу показать и назвать всех животных, изображенных на картинке, а затем ответить полным предложением на следующие вопросы:
-Какие части тела ты знаешь у каждого животного? У кого пасть? клыки? длинные уши? короткий хвост? колючки? и т. п.
- Кто из зверей большой? маленький? колючий? сильный? трусливый? длинноухий? короткохвостый? острозубый? клыкастый? пушистохвостый? сильнолапый? коротколапый? и пр.
- Кто где живёт (в норе, в гнезде, в берлоге)?
- Кто чем питается?
Игра «Найди пару»
Цели: Обучение навыкам словообразования.
Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».
Общая характеристика МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского
района Курганской области»
МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области» располагается по адресу: Курганская область, Шадринский район, с.Погорелка, ул.Исетская, д.8; email: Pogorelka665@mail.ru; Контактный телефон школы: 8 (35253) 6-61-41; Директор: Буданова Татьяна Николаевна. ...
Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать задачи
Практическое исследование по теме работы было проведено в период преддипломной практики с 26 января по 5 марта 2010 года. Базой практики явилась МОУ СОШ №57 города Краснодара. В качестве экспериментального был выбран 3 «А» класс. Учитель –Каргаполова Татьяна Ивановна (стаж работы 18 лет). Обучение ...
Действия в структуре учебной деятельности
Одним из важных структурных компонентов деятельности является действие — морфологическая единица любой деятельности. Это важнейшая «образующая» человеческой деятельности. «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий, .деятельность обычно осуществляется неко ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...