Современная теория физического воспитания определяет игры как действенное педагогическое средство и рекомендует обратить внимание, прежде всего, на содержание игр, поскольку от этого зависит их воспитательное значение.
Игра - это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные стороны жизни, получают значительную информацию. Игра способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре.
Занятия спортивными и подвижными играми со школьниками различных возрастных групп имеют существенные различия при определении задач, в выборе средств и методов организации занятий учащихся. Методика проведения занятий с учащимися различных возрастных групп зависит от анатомофизиологических и психических особенностей школьников и характера воздействия на организм различных игр и игровых упражнений.
Игровые упражнения, технические приемы, состоящие из естественных видов двигательных действий (бега, прыжков, метаний), выполняемые в различных вариантах и сочетаниях в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией при повышенном эмоциональном настрое ребенка, способствуют развитию у него высокой координации, ловкости, выносливости и других качеств.
Разрабатывая педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности, К.К. Кардялис провел анкетирование свыше 37 тысяч учащихся средних школ г. Каунаса и г. Москвы. Оказалось, что в этих регионах спортивными и подвижными играми занимаются 81,5 % мальчиков и 68,4 % девочек.
Результаты анкетирования, проведенные А.Г. Барабановым с соавт., позволили установить, что наибольшей популярностью среди учащихся 8-9 классов, независимо от пола, пользуются спортивные и подвижные игры. Так, абсолютное большинство респондентов (93,6%) высказалось за использование на уроках физической культуры занятий по футболу (46,2%), по баскетболу (84,4%), волейболу (63,1%), гандболу (23,2%), настольному теннису (36,3%), бадминтону (54,3%), большому теннису (15,0%) и другим спортивным, подвижным и народным играм. Что касается других видов спорта, то здесь голоса распределились следующим образом: спортивная гимнастика - 18,5%, легкая атлетика 38,2%, кросс (бег трусцой) - 23,1%, плавание - 50,3%, туризм и спортивное ориентирование - 29,5%, атлетическая гимнастика 55,5%, аэробика - 39,3%, единоборства - 17,3%, нетрадиционные виды спорта и физкультурных занятий - 31,2%.
Результаты анкетирования, проведенные болгарским ученым С. Трифоновым ( 209 ), свидетельствуют, что 94,5% учащихся желают на уроках физической культуры заниматься спортивными играми, причем 96% мальчиков. Предпочитают футбол, а94% девочек - баскетбол и волейбол.
Несмотря на повсеместную популярность командных видов спорта, учащиеся средней школы не должны заниматься только ими в ущерб таким видам физической активности, как гимнастика, различные упражнения на снарядах и со снарядами, аэробика, акробатика. Специалисты многих стран считают, что хорошо спланированная программа физ. воспитания должна включать не только спортивные игры, но и упражнения развивающего характера.
Среди средств физической подготовки игры занимают достаточно большое место в школьном учебном процессе по физическому воспитанию. Они пользуются успехом среди учащихся независимо от возраста и пола. Особенно возрастает их роль тогда, когда они увязаны с проходимым на уроке учебным материалом, позволяющим лучше его освоить доступными средствами.
Занятия спортивными играми имеют динамический, скоростно-силовой характер с изменяющимися структурами движений и интенсивностью. Ситуационные, нестандартные движения во всех спортивных играх предъявляют высокие требования к совершенствованию двигательных возможностей растущего организма, к аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы, совершенствованию деятельности двигательного и зрительного анализатора, оказывают на эти системы значительное воздействие.
Так, проведя анализ физической подготовленности учащихся, Г.В. Берещук, Л.Н. Слупский (9) выяснили, что школьники-волейболисты заметно превосходят своих сверстников по всем основным параметрам. И не только физически. Именно это подтолкнуло авторов эксперимента к мысли попытаться преимущественно средствами волейбола (включая обще развивающие и специальные упражнения) содействовать разностороннему физическому развитию учащихся в сочетании с формированием у них устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Не последнюю роль в данном эксперименте сыграло и желание самих детей заниматься волейболом.
Формирование нравственных
ценностей молодежи в детских и
юношеских библиотеках
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139]. Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-п ...
Концепция и технология учебной организационно-деятельностной игры для
первокурсников КГУ
Современные проблемы высшего образования завязаны в данной работе на 3-х позициях: позиции выпускника-абитуриента, позиции ВУЗа, и более крепкой, подчиняющей себе два предыдущих момента, и заставляющей их равняться на себя, позиции рынка труда. В данной ситуации оперировать и исправлять положение м ...
Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического
самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтоб ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...