В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том, как научить молодое поколение жить в быстро изменяющемся информационном мире.
Психолого-педагогическая концепция перехода к обучению с использованием компьютера базируется на развитии научных представлений о сущности совместной деятельности человека и компьютера в том числе компьютерных развивающих игр. Деятельность ученика с использованием информационно-коммуникационных технологий как новая область изучения носит прежде всего междисциплинарный характер, к которой следует подходить с психологических, педагогических позиций (по материалам дис. работы Дацюк Г.И.).
В исследовании Дацюк Г.И отмечается повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости, т.к. учащиеся, получая доступ к разнообразным источникам данных, овладевают научными терминами. Использование хорошо структурированной информации, хранящейся в базах данных, служит средством проверки собственных гипотез, помогает учащимся запомнить информацию, способствует формированию приемов выполнения логических операций анализа, сравнения и др.
Скорость изменения информации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающей действительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос о формировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных комплексов знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования.
Для проведения обзора направлений и опыта использования компьютерных развивающих игр учителями начальных классов рассмотрим основные научные аспекты, связанные с заявленной в работе проблематикой.
Начнем с анализа терминологии «компьютерная развивающая игра». Ряд исследователей (Н.В. Брановский, Я.В. Ваграменко, С.С. Туева и др.) утверждают, что информационно-коммуникационные технологии являются технологической основой проектирования и моделирования так называемой новой развивающей среды в условиях современного образовательного пространства. Методологическим вопросам, связанным с определениями, принципами проектирования и функционирования сред, а также взаимодействию участников образовательного процесса, посвящены работы А.А. Андреева, В.П. Мозолина, И.В. Роберт и др.
М. Башмаков, С. Поздняков, Н. Резник говорят об «информационной среде обучения», которая понимается как система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения. При этом важнейшим качеством информационной среды является ее возможность обеспечивать интерактивный режим взаимодействия с субъектом.
Вопрос о содержании и сущности интеграции понятий «информационная» и «образовательная» среды рассматривался в диссертации О.А. Ильченко. Анализ множества определений позволил сделать вывод, что информационно-образовательная среда — это совокупность различных подсистем обеспечения: информационных, технических, учебно-методических, а также участников образовательного процесса, направленно обеспечивающих учебный процесс.
В современной педагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования:
· развитие высших психических функций,
· формирование качеств личности:
- образованности,
- самостоятельности,
- критичности,
- ответственности,
- рефлексивности.
Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях – это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.
В своей работе мы будем опираться на следующем определении компьютерной развивающей игры (О.Б. Кремер): компьютерная развивающая игра – это игра для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.
Следующим научным аспектом является разработка основных требований к созданию учебно-информационных средств, в том числе и компьютерных развивающих игр, с учетом психолого-педагогических принципов организации учебного процесса с использованием новых компьютерных технологий, которыми являются:
Методические приемы работы по развитию орфографических
навыков
Методика работы по формированию и развитию орфографических навыков в национальной и многонациональной школе различные методические приемы: 1) работа над словами, произношение которых соответствует написанию; 2) работа над словами, произношение которых расходится с написанием. Эти приемы, основные н ...
Система начального и среднего образования в Австралии
Система начального и среднего образования в Австралии - одна из лучших в мире. В школах страны уделяется большое внимание индивидуальным особенностям учеников, их талантам и интересам. Оказываемая им поддержка позволяет уменьшить негативное влияние личных недостатков на процесс обучения. Школьная п ...
Методика
изучения химических свойств оснований
На уроках химии дети могут испытать радость совершения маленьких открытий. Знакомя учащихся с новым материалом, автор [6] не излагает его в виде лекции, а, наоборот, старается включить школьников в беседу. Пытаясь ответить на вопросы, они открывают для себя то, что в науке давно исследовано, но им ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...