1) Подчеркнуть (назвать) все орфограммы в слове (только в приставках; в корнях; суффиксах; окончаниях, между частями слова (между словами);
2) выбрать правильное написание букв, раздельных написаний и обозначить условия выбора.
3) вспомнить орфограммы, выбор которых зависит от предшествующего (последующего) звука (буквы), от склонения (спряжения) и т.д.
4) распределить слова по видам орфограмм (по буквам, по слитности раздельности написания и т.д.)
5) вспомнить (прочитать в предложении) виды орфограмм в приставках (в корнях, суффиксах, окончаниях), между частями слова (словами) и привести по два три примера;
6) заполнить таблицу примерами;
7) составить таблицу и заполнить ее примерами.
Систему упражнений включаются различные обучающие диктанты.
Анализ ошибок дает учителю возможность не только вовремя ликвидировать типичные ошибки, допущенные большинством учащихся класса, но и своевременно прийти на помощь слабоуспевающим ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними и опрос на уроке.
Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок - важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Опыт показывает целесообразность проведения отдельных уроков работы над ошибками. Устно работу над ошибками можно разделить на два вида:
а) работа над типичными ошибками учащихся класса, выполняемая в контрольных тетрадях после проведения проверочного диктанта;
б) работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.
Предлагаем один из вариантов работы над типичными ошибками, проведенной во II классе после контрольного диктанта «Друзья». Текст диктанта был такой:
Друзья.
Была зима. Саша Щукин надел пальто, шапку, шарф и выбежал в парк. В парке большой пруд. Пруд замёрз. Там всегда ребята и веселье. Лёд на пруду скользкий. Саша упал и больно ушиб ногу. Серёжа Рыбкин помог другу. Он проводил Сашу домой. Ребята - большие друзья.
Диктант писали 39 учеников. Из них допустили ошибку на правописание звонких и глухих согласных 11 человек. Ошибка на данное правило явилась типичной (неусвоенной) для ряда учащихся класса. В связи с этим следующий урок был отведен анализу.
Тема урока. Работа над типичными ошибками, допущенными в диктанте «Друзья».
Цель урока. Вспомнить и закрепить правило правописания звонких и глухих согласных. Добиться, чтобы каждый ученик сознательно использовал правило при выполнении практических заданий. Особое внимание при этом обращать на слабоуспевающих учащихся.
I. Сообщение учащимся результатов выполнения диктанта «Друзья». Словесное поощрение учащихся, написавших этот диктант лучше предыдущего.
II. Объявление темы урока.
III. Работа над типичными ошибками:
1) чтение слов, написанных на доске, с последующим объяснением выделенных букв: скользкий, шарф, ушиб, помог;
2) повторение правила правописания звонких и глухих согласных с приведением своих примеров;
3)выборочная работа: чтение слов на это правило из текста диктанта, подбор к ним проверочных слов;
4) комментированное письмо: скользкий лёд, сильный мороз, низкий берег, глубокий овраг;
5) подбор слов с противоположным значением (работа выполняется письменно, самостоятельно): Река широкая, а ручей .; Дерево высокое, а куст .; Камень тяжёлый, а пух
После выполнения работа проверяется. Учащиеся доказывают правописание подобранных слов (узкий, низкий, лёгкий);
6) выборочная работа: из текста, написанного на доске, выписать только слова на правописание звонких и глухих согласных.
Доказать правильность выполненной работы.
Зимой кругом лежит снег. Вставай на лыжи и в лес! Как красив дуб! Как хороши ели! Мороз сковал пруд. Лёд скользкий и крепкий. Бери коньки и на лёд!
Методы и методики особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Целенаправленное формирование внимания речи потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей. Набор методик, предложенный нами, предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, перекл ...
Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной технологии
образования с использованием тестирования
Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, мы приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватность ...
Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...