Современный этап развития общества характеризуется стремительным внедрением информационно-коммуникационных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Наблюдается всестороннее внедрение информационно - коммуникационных технологий на уроках в школе, в том числе и в начальных классах, потому что начальное обучение служит фундаментом всего дальнейшего образования. Скорость изменения информации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающей действительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос о формировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных комплексов знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования.
Общепризнанным является положение о ведущем виде деятельности в начальной школе - учебной, в то же время интересы, познавательная активность детей в этот период тесно связана с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. В практике начальной школы используются различные развивающие игры на отдельных предметах, в том числе развивающие компьютерные игры служат для усвоения и закрепления материала школьной программы по математике, а так же позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику с учетом индивидуальных особенностей; обеспечить полную занятость детей на протяжении всего урока; развить психологические процессы: внимание, мышление, память, воображение, восприятие.
Компьютерная развивающая игра (Кремер О.Б.) – это игра для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.
Использование на уроках математики компьютерных развивающих игр влияет на развитие самостоятельности, способствует всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов младших школьников, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Применение информационных технологий актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. В исследовании Дацюк Г.И. отмечается повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Занятия с применением информационно–коммуникационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения и развивают познавательную активность учеников.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между широким спектром возможностей компьютерных развивающих игр и эпизодическим их использованием в рамках существующих методических подходов в преподавании математики в начальной школе.
Цель исследования – разработать методику проведения уроков математики для 3 класса с использованием компьютерных развивающих игр.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – использование компьютерных развивающих игр на уроках математики в 3 классе.
Гипотеза – использование компьютерных развивающих игр на уроках математики в начальной школе повышает уровень мотивации к изучению математики; развивает познавательную активность учеников.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать направления и опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения математики в начальной школе;
2. выявить педагогические условия внедрения компьютерных развивающих игр в начальной школе на уроках математики;
3. провести сравнительную экспертизу компьютерных развивающих игр по математике для младших школьников;
4. разработать методику и конспекты уроков по математике для 3 класса с использованием компьютерных развивающих игр;
5. осуществить экспериментальную проверку разработанной методики.
Апробация разработанной методики проведения уроков математики с использованием компьютерных развивающих игр проводилась в гимназии № 9 Железнодорожного района г.Красноярска. В ходе эксперимента участвовал 3 «В» класс, в количестве 30 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
· анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
· подбор и анализ компьютерных развивающих игр по математике для младших школьников;
· наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
· анкетирование учащихся;
· беседа с учениками, учителями.
Использование мультимедийных технологий в школе
Использование мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет: - Организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала. - Провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся. - Организовать подготовка и проведение урока с учетом особенностей восп ...
Программа индивидуальной работы с «трудными»
учащимися в процессе нравственного воспитания
Зная причины, усугубляющие личностные недостатки «трудного» ученика, можно использовать специальную программу изучения его личности и перевоспитания. - уровень направленности ученика, ее основное содержание, ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет, почему; как учится, ...
Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как
педагогическая проблема
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученическог ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...