4) после гласных переднего ряда е и и согласные в аварском и кумыкском языках смягчаются, особенно заметно смягчение л, к, х (в результате возникает произношение «биль» вместо «бил», «мехь» вместо «мех», «векь» вместо «век» и др.);
5) слова со стечением согласных, особенно в начале слова, не свойственны дагестанским языкам (отсюда произношение «истол» вместо «стол», «питица» вместо «птица», «биргадир» вместо «бригадир» и др);
6) мягкость согласных в дагестанских языках чаще вовсе отсутствует, а если и встречается, то не играет смыслоразличительной роли, как это мы наблюдаем в русском языке. Поэтому произношение мягких согласных очень затрудняет учащихся-дагестанцев;
7) в аварском, даргинском, лезгинском, табасаранском и некоторых, других дагестанских языках имеются смычно-гортанные или абруптивные звуки (пl, м1, к1, кь, къ, ц1, ц1ц1, ч1, ч1ч1);
8) в системе согласных дагестанских языков имеются смычно-гортанные, которые на письме обозначаются сочетанием букв с дополнительным знаком -к1, т1, пl, ц1, ч1 и др.;
9) специфическими для дагестанских языков являются долгие согласные типа сс, тт, хх, чч, которые в специальной литературе называются геминированными;
10) для большинства дагестанских языков характерны заднеязычный, увулярные хъ, къ, кь, чъ, фарингальные ч1, х1, ларингальные гь, ъ;
11) в даргинском, лакском, лезгинском, табасаранском и некоторых языках аваро-андоцезской группы имеется губно-губной пl;
12) аварскому языку характерны придыхательные согласные п, т, к и латеральные (боковые) лъ, лълъ;
13) в отдельных дагестанских языках встречаются специфические смычно-гортанные долгие к1к1, ц1ц1, ч1ч1.
Для методики изучения звуковой системы русского языка необходимо согласные фонемы дагестанских языков классифицировать и по признаку их сходства и различия с согласными фонемами русского языка.
Согласные, сходные с русскими согласными, например, к, п, т, отличаются от соответствующих русских тем, что имеют очень сильную аспирацию, т.е. призвук /п/ при экскурсе звуков и их произношение всегда сопровождается придыханием. Поэтому произношение дагестанцами русских к, п, т с придыханием вносит в произношение очень заметный акцент, но не влияет на понимание речи, хотя до известной степени искажает русское произношение.
Алфавиты дагестанских языков, как и письменность многих народов нашей страны, составлен на основе русской графической основы и поэтому большинство русских и дагестанских букв сходны.
Однако сходство алфавитов разных языков не говорит еще о сходстве в графике. Например, приведенные выше буквы п, т, к целиком сходны в русском и дагестанских алфавитах, но читаются по разному: эти буквы в дагестанских языках (аварском) обозначают звуки, которые произносятся с придыханием.
Для разработки методики начального обучения орфографии очень важно учитывать особенности русской графики в сопоставлении с особенностями графики дагестанских языков. Такое сопоставление будет способствовать выявлению тех трудностей, с которыми встречаются младшие школьники при усвоении русской орфографии, и причин, порождающих ошибки письма. Оно может также помочь поиску приемов для привития первоначальных орфографических навыков.
Методика
изучения химических свойств оснований
На уроках химии дети могут испытать радость совершения маленьких открытий. Знакомя учащихся с новым материалом, автор [6] не излагает его в виде лекции, а, наоборот, старается включить школьников в беседу. Пытаясь ответить на вопросы, они открывают для себя то, что в науке давно исследовано, но им ...
Цели, задачи и закономерности обучения
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления д ...
Психологические основы обучения английскому языку на среднем этапе обучения
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жиз ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...