Сопоставительный анализ графики русского и дагестанских языков

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Сопоставительный анализ графики русского и дагестанских языков

Страница 1

Разработка методики обучения русскому языку учащихся начальных классов многонациональных школ невозможна без сопоставительного анализа родных (дагестанских) и русского языков. Определение общего и различного в графическом и орфографическом материале указанных языков, выяснение сущности их различий дают возможность научно предвидеть те трудности, которые могут возникнуть при усвоении русской орфографии учащимися-дагестанцами, методически правильно осуществлять управление и руководство учебным процессом. Учет различий в грамматическом строе сопоставляемых языков является специфической особенностью методики преподавания русского языка в национальной, многонациональной школе.

Необходимость сопоставительного анализа русского и родного языков учащихся в процессе обучения в национальных школах неоднократно отмечалась в работах видных ученых и методистов Л.В. Щербы, Н.М. Шанского, И.В. Баранникова, Е.Д. Поливанова, а также местных ученых-методистов Г.Г. Буржунова, А.М. Айтберова и других. Однако состояние разработанности отдельных теоретических вопросов, связанных с многонациональной школой, оставляет желать лучшего. Нам хотелось выбрать из разнообразия вопросов наиболее острые (обучение русскому правописанию), решение которых будет способствовать, говоря словами Ф.П.Филина, «полному и гармоничному двуязычию, когда нерусское население, бережно сохраняя и умножая богатства своих родных языков, будет свободно владеть русским языком как средством межнационального общения».

Академик Л.В.Щерба считал, что «единственный путь (изучение иностранного языка - С.А.) - это путь сознательного отталкивания от родного языка: учащиеся должны изучать всякое новое, более трудное явление иностранного языка, сравнивая его с соответствующим по значению явлением родного языка». Данное утверждение академика подтверждается тем, что учащиеся в условиях многонациональной школы всякое новое воспринимают через призму родного языка.

Сопоставительное изучение графики и орфографии русского и родных (дагестанских) языков позволяет: а) облегчить их сознательное усвоение; б) углубить и закрепить сведения об орфографии родных (дагестанских) языков; в) установить как соответствия, так и расхождения в графическом и орфографическом строе сравниваемых языков и мобилизовать внимание учащихся на усвоение новых и трудных для них орфографических норм; г) раскрыть источник и значение межъязыкового переноса; выявить основные причины отрицательного влияния родного языка на различных уровнях; установить некоторые закономерности нейтрализации ранее приобретенных учащимися установок, в определенной степени оказать нежелательное воздействие на сам процесс усвоения русского языка; д) осуществить основные дидактические принципы: научность; активность познавательной деятельности; доступность; преемственность; связь теории с жизнью; теории с речевой практикой; воспитывающего обучения; наглядность; учет специфики родного языка учащихся; постепенность перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Русский и дагестанские языки относятся к разным языковым группам как по генеалогической классификации (русский - к индоевропейской, дагестанские - к иберийско-кавказской группе), так и по морфологической (русский язык - флективный, а дагестанские - агглютинативные).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать задачи
Практическое исследование по теме работы было проведено в период преддипломной практики с 26 января по 5 марта 2010 года. Базой практики явилась МОУ СОШ №57 города Краснодара. В качестве экспериментального был выбран 3 «А» класс. Учитель –Каргаполова Татьяна Ивановна (стаж работы 18 лет). Обучение ...

База и методы исследования детей с нарушением интеллекта
коррекция нарушение интеллект речь Эксперимент проводился в школе № 1 Советского района г. Красноярска. В ходе эксперимента было обследовано 12 детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 6 из них – представляют собой контрольную группу, остальные 6 – экспериментальную. Для проведени ...

Формирование нравственности учащихся
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть опр ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru