Расхождение в употреблении между дагестанскими и русским языками в употреблении букв «е», «е», «я», «ю» приводит к орфографическим ошибкам в русском произношении учащихся-дагестанцев.
Многие учащиеся-дагестанцы, привыкшие с детства к произношению гласных «я», «ю» как двух звуков во всех фонетических положениях (й+а, й+у), при обучении русскому языку произносят такие русские слова, как «обязан», «дядя» неправильно - «обйазан», «дйадиа», что влечет за собой ошибки в употреблении этих слов на письме.
Поэтому нам представляется целесообразным привить учащимся навыки прочного овладения значениями букв алфавита и использовать возможности самого алфавита в обозначении на письме звуков речи. При сравнении языков со сходными алфавитами (в данном случае русского и дагестанских) употребляемость общих букв в сопоставлении с показателями грамотности учащихся может служить одним из показателей влияния родного языка на изучаемый русский язык, в частности на овладение правописанием.
Практика показывает, что частота употребления букв, являющаяся объективным показателем буквенного состава текста, как правило, может быть связана с ошибками письма, так как ошибки письма часто истолковываются как ошибки буквоупотребления. В этой связи результаты эксперимента по сравнению алфавитов русского и письменных дагестанских языков показали, что отдельные ошибки учащихся начальных классов могут быть квалифицированы как разное употребление этих букв в русском и дагестанских языках.
Приведенная гипотеза о влиянии частоты употребления букв на письменную речь младших школьников подтверждается при анализе ошибок учащихся при письме на русском языке. Количество ошибок, связанных с заменой букв в безударном положении, непосредственно соотносится с различием их частотных характеристик в том или ином языке.
Опытное обучение показало, что характер ошибок письма (ошибки буквоупотребления) непосредственно коррелирует с различием частотных характеристик соответствующих букв. Поэтому при построении методики обучения русскому языку в начальной школе следует учитывать разницу частотных характеристик букв хотя бы для алфавита русского языка.
Принцип частотности, используемый в лингвистических и методических исследованиях, активно применяется при подсчете слов. Однако в работах, посвященных исследованию проблем методики обучения русскому правописанию в начальных классах многонациональной школы, критерий употребляемости букв в письменной речи еще не нашел применения.
Практика показывает целесообразность учета частотных характеристик букв при изучении русского языка учащимися с родным языком, отличным от русского, необходимость соблюдения принципа частотности при обучении русскому языку, при разработке методики начального обучения русскому языку как в национальной, так и в русской школе, а также при отборе подлежащей изучению лексического материала второго языка.
Принцип частотности употребления букв должен четко соблюдаться при первоначальном обучении русскому языку, т.е. при обучении учащихся грамоте, русской азбуке. Последовательность введения букв русского алфавита в «Букваре» должна определяться частностностью их употребления.
Особенности развития памяти в младшем школьном
возрасте
Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить ...
Специфика использования наглядных методов обучения в
начальной школе
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деят ...
Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей
участников эстрадного коллектива
Психолого-педагогические основы формирования музыкально - творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов освещены в философских, социально-психологических и педагогических теориях, послуживших основой развития эстрадного исполнительства. Б.М. Теплов выделил три признака, кото ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...