Фокина К.В. и Пассов Е.И. выделяют следующие характеристики монологической речи:
1. Относительно непрерывный характер высказывания – процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем- либо (чем- либо). Это значит, что высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема. Данное качество определяет:
- весьма специфическую психологическую настроенность говорящего;
- организацию его высказывания.
Главный механизм здесь – это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов.
2. Последовательность, логичность – это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально. Имеется в виду:
- уточнение;
- пояснение;
- обоснование;
- дополнение;
- подходы к ней.
Очень важно для обучения знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности.
3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность.
Когда мы заставляем обучаемых «высказываться» следующим образом: «Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и вбрасываю письмо в ящик», то не мешало бы подумать о том, что подобные высказывания, возможные чисто формально, не являются коммуникативно-направленными. Логичность действий в них временная, а не смысловая.
4. Тематичность высказывания – монологическое высказывание делается по какому-то определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы;
5. Синтаксическая усложненность – преобладание синтаксически полных структур; отсутствие эллипсисов, эмоционально- оценочных междометий. 22
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:
1. Монолог – описание: он может быть конкретным и обобщенным, может содержать перечисление признаков и свойств. Для описания характерно употребление номинативных и даже эллиптичных предположений.
2. Монолог – рассуждение, который ведется с разными целями:
- дать обоснование действиям;
- выявить их причинную связь;
- согласиться с тезисом (выводом) или обоснованно отвергнуть его.
3. Монолог – повествование: характеризуется, как тип речи, динамичностью, действительность здесь представлена в процессе изменения и развития как цепочка взаимосвязанных действий и состояний
Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связанного изложения мыслей, фактов, событий, а также комбинированием известных учащимися речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях. Наибольшую актуальность в коммуникативно-достаточном уровне владения монологическими умениями в школе имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащимися о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для учащегося и его слушателя.
Каждый тип монологической речи (описание, повествование и рассуждение) в учебном процессе может реализоваться в зависимости:
- от этапа обучения;
- ситуации общения;
- коммуникативной потребности учащихся либо на уровне предложения, либо сверхфразового единства, либо развернутого высказывания (текста).
Тарлаковская Е.А. в своей статье, говорит о том, что монолог представляет собой форму устного общения, которая определяется трехуровневостью своей структуры. В эту структуру входит:
1. Мотивационно – побудительная фаза, в которой говорящий знает только общий предмет или тему высказывания и форму воздействия со слушателем;
2. Ориентировочно – исследовательская (аналитико-синтетическая) фаза – это фаза формирования мысли посредством языка, для которого характерна логическая последовательность и синтаксическая правильность речевого высказывания;
3. Исполнительная фаза – отвечает за произнесение и интонирование.
Монологическая речь может быть:
- Репродуктивной – это пересказ прослушанного, прочитанного текста устно и письменно. В репродуктивном говорении уже задано содержание, сам текст подсказывает языковые средства;
- Продуктивной – это говорение на заданную тему. Продуктивное говорение занимает большое место в обучении устной речи; оно вызвано окружающей действительностью, реальной жизнью. В продуктивном говорении высказывание учащегося самостоятельно, но здесь необходимо помочь составить его более развернутым, последовательным.
Организация и содержание формирующего исследования
Цель эксперимента: обогащение предметного словаря у детей с ОНР (II уровень). Задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя: 1. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса. 2. Качественный и количественный анализ данных экспериментального ис ...
Основные формы работы
Беседа. Беседа находит широкое применение в работе учителя по развитию связной речи учащихся. По источникам, на основе которых проводится беседа, можно выделить следующие ее виды: 1) беседа по тексту или анализ текста; 2) анализ элементов и частей текста (формулировок тем, планов, материалов к выск ...
Формирование нравственных
ценностей молодежи в детских и
юношеских библиотеках
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139]. Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-п ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...