При обучении монологическому высказыванию нельзя ограничиваться только репродуктивным говорением, хотя репродуктивное говорение является необходимой формой и в естественном общении, и в учебном процессе. [26, 69]
Пассов Е.И. выявляет следующие главные задачи в обучении монологической речи:
1. научить выразить законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;
2. научить логичному развертыванию мысли;
3. научить высказываться с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами;
Современная методика обучения монологической речи рассматривает два пути обучения монологическому высказыванию – «путь сверху» - исходной единицей является законченный текст, и «путь снизу», где основой обучения является предложение, отражающее элементарное выказывание.
«Путь сверху» представляет собой максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиций.
«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы – предложения – к законченному монологу.
По Старкову А.П. переход к освоению монологических высказываний осуществляется на базе различных грамматических структур, освоенных учащимися с помощью коммуникативных упражнений диалогического типа.
Для монологической формы речи характерны односторонняя направленность, большой объем высказываний и разнообразие структурной оформленности речи, что позволяет полнее выразить свою мысль, а также логичность, последовательность и законченность изложения.
Таким образом, при обучении монологическим высказываниям на основе диалогической речи главное внимание уделяется отбору структур из накопленного учащимися запаса соответствующих высказываний мысли и логическому построению речи.
Уже на начальном этапе обучения, освоив несколько первых структурных групп, обучаемых имеют возможность комбинировать структуры в своей речи в определенном порядке. Отбор структур и организацию их последовательности в речи учащихся берет на себя учитель, который для этого использует элементарные предметные композиции или композиционные картины.
Отвечая на специальные и альтернативные вопросы учителя по композиции, обучаемые произносят серию фраз, которые в совокупности составляют определенную логическую цепочку:
Teacher: What’s this?
Pupil: This is a pencil.
T: What colour is the pencil?
P: The pencil is red.
T: Is the pencil in the bag or on the book?
P: The pencil is on the book.
T: Whose pencil is it?
P: It is your pencil.
Следующий шаг – предложить учащимся описать эту же композицию, используя те же самые фразы, но уже без вопросов учителя, соблюдая при этом ту же самую их последовательность: This is a pencil. The pencil is red. The pencil is on the book. It is your pencil.
Многократные выполнения упражнений такого типа каждый раз по новой композиции подготавливают обучаемых к самостоятельным развернутым высказываниям.
Более сложным представляется описание ситуативных картин, где содержится большой объем информации. В этом случае учитель работает по той же схеме, дополняя ее промежуточными шагами:
1. Описание картины самим учителем в виде небольшого набора фраз в определенной последовательности (в дальнейшем число таких фраз постепенно увеличивается). Обучающиеся прослушивают это описание, фиксируя свое внимание на последовательности описания.
2. Последовательные ответы обучающихся на специальные и альтернативные вопросы учителя по картине, которые следуют в том же порядке, что и соотнесенные с ними фразы из предшествующего описания картины учителем.
3. Ответы подготовленных обучающихся сразу на всю серию тех же вопросов тех же вопросов в виде монологического высказывания.
4. Повторение этого высказывания другими обучающимися, но уже без вопросов учителя.
В дальнейшей работе с новыми картинами учитель постепенно снимает опоры, сокращая число шагов, подводя обучаемых к такому уровню владения речью, чтобы они могли описать новую картину без предварительной подготовки, используя освоенный в речи языковой материал.
Такие формы учебной работы характерны для описания статичных фрагментов действительности.
Дополнительным фактором, способствующим развитию говорения, в частности монологических высказываний, могут быть устные упражнения и контрольные задания по познавательным текстам и текстам домашнего чтения, которые проводятся на уроке после прочтения соответствующих текстов по усмотрению учителя в тех случаях, когда позволяет бюджет времени. Здесь такие формы устной работы выполняют две функции: контролирующую, нацеленную на установление степени понимания прочитанного текста, и обучающую, когда обучаемый упражняется в последовательном развертывании своих высказываний в устной форме. Такие устные упражнения по прочитанным текстам позволяют обучаемым выйти за пределы ситуации и узких тем и строить речь на межтематической основе в пределах сферы общения, очерченной школьной программой.
Демонстрационные и компьютерные эксперименты при изучении атомной физики
Демонстрационный эксперимент должен являться основной составляющей экспериментального курса физики, как правило, все основные физические понятия должны демонстрироваться на опыте. Хороший демонстрационный опыт, проведенный во время теоретического изложения и отражающий физическое явление, позволяет ...
Особенности нравственного воспитания педагогически
запущенных подростков
Так называемые «трудные» дети есть в каждом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления «трудных» детей именно в отрицательном влиянии микросреды ...
Выраженность компонентов математических способностей в младшем школьном
возрасте
Способности человека не бывают даны от рождения в готовом виде. Не подлежит сомнению, что все способности, в том числе и математические, развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов. Не менее несомненно и то, ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...