Состояние использования работы над формированием орфографического навыка письма

Комплексная педагогика » Методика работы над орфографическим навыком письма » Состояние использования работы над формированием орфографического навыка письма

Страница 4

Современная школа видит одну из основных задач в становлении речи и мышления школьников. Одним из показателей интеллектуального и речевого становления школьника служит богатство их словарного резерва. С подмогой слова человеческое мышление связывается с объективной реальностью, потому что слово обозначает предмет реальности и выражает представление о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу познания, частицу обобщенного навыка, которая хранится в памяти и применяется человеком в процессе мышления и речи»[17, с. 15].

Чем богаче энергичный словарный резерв учащихся, тем обстоятельнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение становления "дара слова" для образования мыслительной деятельности ребенка и для каждого последующего обучения, К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в толк слова, темно понимает либо совсем не понимает его подлинного значения и не получило навыка распоряжаться им вольно в устной и письменной речи, неизменно будет страдать от этого коренного недостатка при постижении каждого иного предмета»[28,с.69]. Обогащению словарного резерва, а следственно, и речевому становлению может содействовать такая организация учебной деятельности, которая будет устремлена на:

1) восприятие и понимание смыслового оглавления постигаемых слов и однокоренных слов, оттенков смыслов этих слов, антонимических и синонимических связей, сочетаемости слов и устойчивых циклов;

2) развитие знания объяснить смысл слов и особенности их употребления в речи;

3) развитие знания пользоваться словом в речи при построении личного речевого высказывания (как устного, так и письменного).

«Любой лексический смысл слова как единицы лексико-семантической системы языка, - по определению Н.А.Купиной, - являет собой общность смысловых знаков, которые различают этот смысл от иных, создают индивидуальность лексического смысла и следственно могут быть названы дифференциальными знаками лексического смысла»[17,с.112]. Учим ли мы детей вникать в толк слова? Какой объем информации о лексическом значении слова понимается ребенком? Воспитываем ли мы у младших школьников знание пояснять значение слова? Теперь, когда методическая мысль и педагогическая практика по вопросу организации лексической работы в школе гораздо продвинулась вперед, данные вопросы не могут не волновать ни преподавателей, ни методистов, ни исследователей.

Всякий ребенок по-своему понимает толк, тот, что закреплен за словом, обозначающим какой-то настоящий либо мыслимый "ломтик" реальности, но дать словесное трактование смысла слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что словарные задания не обязаны быть устремлены только к запоминанию определенного списка слов вне каждой связи с всеобщей системой занятий по языку. У младших школьников нужно воспитывать знание словесно формулировать толк постигаемых слов, а значит, и словесно раскрывать оглавление представлений, обозначенных в языке данными словами.

Как разъяснить младшим школьникам смысл слова? Отвечая на данный вопрос, нечаянно вспоминаются слова К.Паустовского. Думая о том, что отменно бы составить несколько новых словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, относящиеся к природе, он писал: "Словарь данный будет, безусловно, толковым. Всякое слово должно быть объяснено, и позже него следует помещать немного отрывков из книг сочинителей, писателей и ученых, имеющих научное либо поэтическое касательство к данному слову"[19, с.96].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Значение Руссо в истории педагогики
Нет ни одного писателя, которым бы столько восторгались, как Ж. - Ж. Руссо. Ни одно из педагогических сочинений не удостаивалось такого внимания со стороны широкой публики, как "Эмиль". Тотчас по появлении "Эмиль" был переведен на немецкий и английский языки, всюду возбуждал и з ...

Использование компьютерных моделей при обучении физике
Сегодня преподаватели и учителя физики, сталкиваются со следующим рядом затруднений: постоянное сокращение часов на естественнонаучные дисциплины, снижение финансирования учебного процесса, износ и выход из строя имеющегося оборудования. В сочетании с повышенными требованиями к уровню знаний выпуск ...

Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Организация воспитательного процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов. Форма воспитания - это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач. В настоящее время осн ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru