Прогрессирующий фонематический слух содействует возникновению и становлению орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из непременных условий овладения орфографическими знаниями и навыками.
Орфографическая зоркость - это способность, умение стремительно обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость полагает также знание обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Неимение орфографической зоркости либо ее слабая сформированность являются одной из основных причин допускаемых оплошностей.
Орфографическая зоркость вырабатывается в процессе языкового обзора и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в иных упражнениях. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая выявление и опознавание орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основание удачной самопроверки письменных работ школьниками, т.е. возможности видеть пропущенные погрешности. Стимулированием самоконтроля является то, что независимо сделанные исправления не обязаны приводить к снижению оценки за письменную работу, напротив, знания в области самопроверки обязаны поощряться.
Умышленный подход к изучению орфографии учениками обеспечивает осознание языковых значений В данном случае под языковыми смыслами воспринимается содержание целых высказываний, понимание отдельных предложений, циклов речи, словосочетаний, смысла слов и фразеологических единиц, смысла отдельных морфем в составе слова, а также грамматический смысл слов, словоформ и морфем.
Точное и ясное понимание смысла слова необходимо для выделения в нем корня и остальных морфем, для подбора проверочных родных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложении. Осознание смысла словосочетаний и предложений нужно для более четкого понимания смысла слов, для установления форм частей речи.
В нынешней методике правописания главным, решающим фактором сознается фактор сознательной работы учащихся, понятого подхода к орфографическому явлению, при этом учитываются:
а) смысл текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;
б) грамматический смысл слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;
в) словообразовательная конструкция слова, его морфемный состав, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо;
г) законы фонетики и графики;
д) правила орфографии и обычай.
Кроме фактора осмысленного усвоения орфографии существенную роль играет зрительный фактор в обучении. Зрительному запоминанию помогает использование плакатов со сложными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание - один из главных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, обнаружить и поправить ошибки.
К зрительному фактору усвоения правописания узко примыкает рукодвигателъный фактор, навык держания ручки, определение расположения тела, тетради, знание придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Овладение грамотному письму присуще также каллиграфия: старательно, отчетливо написанные буквы лучше понимаются и запоминаются. Плохое написание приводит изредка к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).
Определенную роль в образовании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия собственной и сторонний речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практикуется орфоэпическое и следом за ним орфографическое (буквенное) проговаривание, что приучает учеников во время письма исследовать звуко-буквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквенное, а именно два способа совместно, потому что двойное произнесение вырабатывает речевой слух. Проговаривание должно протекать не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к обычным условиям письма.
Уделяя внимание каждым перечисленным факторам, отметим еще раз значимость сознательности каждой деятельности учащихся, объяснения несовпадений звучания и письма, способов проверки орфограмм, словообразовательного обзора.
Работа над ошибками - это актуализация цепи правильных умений и затормаживание ложных. Оправдала себя дальнейшая «программа» работы над ошибками, предлагаемая учащимся (допустимый вариант).
Памятка
Как трудиться над ошибками
Педагогическое значение подвижных игр
Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные ...
Влияние архитектуры на мышление дошкольников
Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях: - поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства; - взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного д ...
Текстовые задачи в начальном курсе математики
В настоящей главе раскрывается сущность понятия «текстовая задача», описывается ее структура, приводится классификация задач по разным основаниям, дается характеристика этапам обучения решать текстовые задачи. Также рассмотрены примеры дифференцирования задач по уровню их сложности. С термином «зад ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...